«Финансовый журнал» № 5(45) сентябрь-октябрь 2018

Е. Т. Гурвич, М. А. Иванова
Экономический эффект старения населения и пенсионных реформ
В статье оцениваются последствия старения населения для экономического роста и устойчивости пенсионных систем. Проведенный анализ показывает, что сокращение численности рабочей силы и снижение производительности труда в условиях значимого роста доли пожилого населения приводит к замедлению роста экономики и усилению нагрузки на государственный бюджет. Наиболее эффективным ответом на эти вызовы является увеличение пенсионного возраста, тогда как повышение ставки пенсионных взносов либо других налогов представляет собой худший вариант реакции. Этот вывод не зависит от особенностей экономики, типа пенсионной системы и фазы процесса старения. Однако повышение пенсионного возраста должно сопровождаться проведением политики, направленной на развитие человеческого капитала.
Ключевые слова: старение населения, пенсионная реформа, пенсионный возраст, экономический рост
JEL: H72, H76, H79
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-9-22

Подробнее ...

А. С. Ковалевская, С. И. Никулина
Государственные гарантии как инструмент распределения рисков инвестиционного проекта
Государственные гарантии, предоставляемые по инвестиционным проектам, — важный управленческий инструмент, способствующий привлечению инвесторов к финансированию общественно значимых проектов. Несмотря на многие преимущества, он сопряжен со значительными рисками для гаранта, поэтому вопросы управления рисками, связанными с гарантийными обязательствами государства, актуальны для многих стран, в том числе и для России, где уже давно назрела необходимость изменения существующего механизма гарантийной поддержки инвестиций. В настоящей статье описан опыт Бразилии и Индии в области предоставления государственных гарантий по инвестиционным проектам. Он особенно значим для России, поскольку обе страны являются ее партнерами по БРИКС и рассматриваются как наиболее привлекательные для размещения зарубежных инвестиций. Его полезно применить в России с точки зрения повышения защищенности государства как гаранта инвестиций и управления рисками инвестиционных проектов при принятии решений о выдаче гарантий. В статье анализируются особенности организации и управления государственными гарантиями в сфере государственно-частного партнерства, исследуются такие элементы системы государственного управления, как формирование гарантий-ных фондов защиты инвесторов от инвестиционных рисков и проведение оценки эффективности реализации инфраструктурных проектов. На основе проведенного анализа даются рекомендации по совершенствованию инструмента государственных гарантий в России.
Ключевые слова: государственные гарантии, инфраструктурные инвестиции, риски инфраструктурных проектов, гарантийные фонды, механизм гарантийной поддержки, условные обязательства, устойчивость бюджета
JEL: E62, H54
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-23-33

Подробнее ...

О. В. Богачева, О. В. Смородинов
Особенности проведения обзоров расходов в Ирландии: опыт для России
Решение задачи повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечения их увязки с приоритетными целями государственной политики делает необходимым применение обзоров расходов как одного из инструментов управления общественными финансами. В настоящей статье подробно рассматривается опыт Ирландии по применению обзоров расходов, который отличается высоким уровнем организации их проведения — наличием действенной нормативной и методической базы, четким разделением ролей и полномочий участников, обязательной интеграцией разработанных предложений в проект бюджета, применением различных типов обзоров в зависимости от поставленных целей и задач. Авторы полагают, что эти особенности организации процесса подготовки обзоров расходов целесообразно использовать в Российской Федерации.
Ключевые слова: обзоры расходов, федеральный бюджет, нормативная и методическая база подготовки обзоров, базовые бюджетные расходы, меры экономии
JEL: H50, H61, H68
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-34-45

Подробнее ...

В. В. Климанов, А. А. Михайлова, В. А. Яговкина
Нормативно-правовое обеспечение открытости бюджета на региональном уровне в России
В статье анализируется, как в нормативных правовых актах и практической деятельности субъектов Российской Федерации используются такие понятия, как открытый (прозрачный) бюджет, бюджет для граждан, народный бюджет, инициативный бюджет и партисипаторный (партисипативный) бюджет. Приводятся примеры отражения данных терминов в нормативных правовых документах; рассматривается, каким образом указанные виды бюджетов соотносятся между собой, в частности, выявлено, что народный и инициативный бюджеты аналогичны по своему содержанию в нормативных актах регионов. Сделан вывод о том, что в настоящее время принцип открытости (прозрачности) бюджета нашел полное отражение в законодательных актах субъектов Российской Федерации и, таким образом, сформирована система открытого бюджета на всех уровнях государственного управления.
Ключевые слова: открытость бюджета, бюджет для граждан, партисипаторное бюджетирование, вовлечение граждан
JEL: H72, H76, H79
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-46-57

Подробнее ...

А. Л. Суслина, Р. С. Леухин
Работает ли налоговое стимулирование инноваций? Оценка эффективности в России и в мире
В данной статье на основе обзора исследований мы предприняли попытку ответить на вопрос — действительно ли налоговые инструменты сами по себе являются неэффективным способом стимулирования инноваций или же существуют препятствия, мешающие эффективности таких видов поддержки. В работе проводится сравнение налогового стимулирования с прямым финансированием инновационной деятельности; показано, что каждый из этих методов стимулирования исследований и разработок обладает своими преимуществами и недостатками. Также обсуждаются причины низкой востребованности налоговых льгот в России. Кроме того, рассматриваются ключевые характеристики благоприятной среды для инновационной активности. На основе проведенного анализа мы приходим к мнению, что от налоговых льгот не стоит отказываться, а также предлагаем возможные способы совершенствования налогового стимулирования в России: анализ эффективности льгот на уровне федеральных органов, введение инструмента «патентного окна», создание условий стимулирования инноваций физическими лицами и др.
Ключевые слова: налоги, льготы, стимулирование инноваций, государственная поддержка инноваций, эффективность налоговых стимулов
JEL: H2, H3, K34
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-58-69

Подробнее ...

С. С. Лазарян, Е. В. Майоров
Перспективы использования DSGE-моделей министерствами финансов: опыт мировых регуляторов
В статье анализируются особенности выбора экономико-математических моделей национальны- ми регуляторами и международными организациями. Изучение опыта широкой выборки мировых регуляторов позволяет сделать вывод, что большинство центральных банков используют модели класса DSGE. В то же время в министерствах финансах этот современный инструмент анализа экономической политики пока не получил широкого распространения, а основу модельного инструментария составляют макроэконометрические модели (ММ). Международные организации, такие как МВФ и ОЭСР, сохраняют приверженность как указанным выше классам моделей, так и ряду других. Для определения возможностей использования моделей класса DSGE в деятельности министерств финансов приводится обзор тех из них, которые в течение продолжительного времени применялись регуляторами в странах с развитой экономикой. Изучение этих моделей, а также эволюция подходов к их разработке в академической и прикладной сферах позволили сделать вывод, что данный класс моделей отвечает требованиям министерств финансов к набору решаемых ими задач в рамках реализации их мандата. В связи с этим текущие критерии выбора моделей для практической деятельности должны быть доработаны с учетом преимуществ моделей DSGE.
Ключевые слова: прогнозирование, макроэкономическое моделирование, макроэконометрические модели, модели общего равновесия, фискальная политика, критерии выбора моделей, DSGE-модели
JEL: E02, E60
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-70-82

Подробнее ...

А. И. Вотинов, М. А. Елкина
Фискальное стимулирование российской экономики: оценка в рамках простой DSGE-модели с фискальным блоком
Динамические стохастические модели общего равновесия (DSGE) приобрели широкую популярность в качестве гибкого инструмента анализа монетарной политики. На сегодняшний день все большую актуальность обретает их применение для изучения фискальной политики и ее влияния на экономическое развитие. В российской практике DSGE-модели с детальным учетом фискального сектора представлены мало. В рамках настоящего исследования была разработана и откалибрована DSGE-модель, на основе которой оценена эффективность таких фискальных мер, как увеличение государственного потребления и трансфертов населению. Также было проанализировано влияние механизма консолидации государственного бюджета и взаимосвязи между государственным и частным потреблением на величину фискальных мультипликаторов. Полученные результаты позволяют судить о чувствительности мультипликаторов к значениям некоторых параметров DSGE- модели российской экономики. Разработанная модель ляжет в основу дальнейшего исследования в рамках обозначенного направления.
Ключевые слова: налогово-бюджетная политика, DSGE-модель, фискальный блок, фискальный мультипликатор, консолидация бюджета
JEL: D58, E62
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-83-96

Подробнее ...

В. С. Уткин, А. А. Юрьева
Анализ основных проблем российского рынка микрофинансирования
В статье исследуется обоснованность подхода к микрофинансированию как инструменту социальной политики, с помощью которого можно бороться с социальным и финансовым неравенством, стимулировать самозанятость населения. Анализируется правовая специфика регулирования рынка микрофинансирования в зарубежных странах. Приводятся успешные примеры антиростовщического государственного регулирования сектора микрофинансов, которое в сочетании с государственными грантами позволяет финансировать социально незащищенные слои населения по ставке значительно ниже банковской. На основе изучения зарубежного опыта проводится анализ российского рынка микрофинансирования, выявляются насущные проблемы российского сектора микрофинансов, требующие безотлагательного решения, в частности вопросы применения регуляторного арбитража микрофинансовыми организациями и закредитованности населения России со стороны микрофинансовых организаций, и предлагаются меры по их устранению.
Ключевые слова: рынок микрофинансирования, микрофинансовые организации, государственное регулирование сектора микрофинансов, регуляторный арбитраж, закредитованность населения, микрокредит, микрозаем
JEL: G21, G28
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-97-107

Подробнее ...

М. Р. Пинская, О. А. Алавердян, Н. С. Милоголов
Совершенствование правил трансфертного ценообразования в Республике Армения
За последние два десятилетия трансфертное ценообразование (ТЦО) стало одной из самых важных международных налоговых проблем, с которыми сталкиваются транснациональные корпорации, работающие как в развитых, так и в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. Законодательство о трансфертном ценообразовании часто связано с двойным налогообложением, высокими расходами на его соблюдение, принятием решений по усмотрению налоговых администраций (и, как следствие, повышенным уровнем неопределенности для налогоплатель-щиков), что может негативно сказаться на инвестиционном климате страны. Если при разработ-ке режима ТЦО в стране будут предприняты соответствующие шаги для решения этих проблем, отрицательные последствия могут быть смягчены. Новизна исследования состоит в проведении анализа законодательных новаций в области ТЦО в Республике Армения (стране с переходной экономикой), направленных на нивелирование негативных последствий от введения правил ТЦО для инвестиционного климата и максимизацию фискального эффекта на основе лучших мировых прак-тик и их применимости в условиях экономики переходного периода. В статье предлагаются меры по совершенствованию налогового законодательства Республики Армения в части правил ТЦО. Рассмотрена возможность использования биржевых котировок индикатора для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения трансфертных цен при сделках с товарами биржевой торговли (полезных ископаемых). Обосновано применение безопасных интервалов, выраженных в фиксированных отклонениях от ключевых ставок денежных рынков, для определения процентной ставки по сделкам внутригруппового финансирования.
Ключевые слова: налоговая политика, размывание налоговой базы, налог на прибыль организаций, трансфертное ценообразование, биржевые котировки, сопоставимые рыночные цены, ОЭСР
JEL: H25, H26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-108-119

Подробнее ...

С. В. Криворучко
Криптовалюты и подходы к их регулированию
Органы монетарной политики практически во всех странах мира, независимо от уровня развития экономики и финансового рынка, оказались не готовы к появлению и бурному развитию цифровых валют и, в частности, к их виртуальной разновидности — криптовалюте. В статье проведен анализ подходов к трактовке понятия «криптовалюта» центральными банками разных стран, а также обоб-щены результаты научных исследований на эту тему, что позволило прийти к выводу о необходимости разработки системы государственного регулирования криптовалют на глобальном уровне. Наиболее обоснованной, с точки зрения автора, является трактовка цифровых валют как актива, что обусловлено неполноценностью этих финансовых инструментов в плане выполнения ключевых функций денег в классическом понимании. Автор отмечает значительный прогресс центральных банков в осознании природы и потенциала криптовалют, доминирующую тенденцию к усилению контроля и надзора в отношении этих финансовых инструментов, но в то же время значительное расхождение в разработке ограничительных или разрешительных мер. В статье сделан вывод о необходимости координации усилий центральных банков с правительствами, другими финансовыми органами и международными организациями, чтобы адекватно реагировать на развитие криптовалют как своеобразной финансовой инновации, не допуская нарушения правил здоровой конкуренции на рынке платежных услуг и не подвергая чрезмерному риску инвесторов.
Ключевые слова: цифровая валюта, виртуальная валюта, криптовалюты, деньги, центральный банк, денежно-кредитная политика
JEL: E41, E42, E51, E58
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-120-129

Подробнее ...

К. И. Алавердян, Р. А. Алексанян
Регулирование аудиторской деятельности в Республике Армения
В статье проведен сравнительный анализ существующих в международной практике моделей регулирования аудиторской деятельности. Выявлены основные различия между этими моделями. Отмечено, что в Республике Армения на данный момент действует модель государственного регулирования аудиторской деятельности. Также представлена разделенная на пять основных уровней нормативно-правовая система Республики Армения, регулирующая аудиторскую деятельность. При помощи ряда аналитических инструментов оценена эффективность действующей в Армении системы регулирования этой сферы.
Ключевые слова: аудиторская деятельность, государственное регулирование, общественное регулирование, смешанная модель регулирования
JEL: M42, M48
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-130-135

Подробнее ...

 

«Финансовый журнал» № 4(44) июль-август 2018

Э. Н. Акопян, Н. Н. Карапетян
Как обеспечить устойчивость государственного долга и реагировать на экономические циклы?
Модернизация фискальныхправил в Армении
В статье обсуждается мировой опыт в отношении фискальных правил и их теоретические основы, проблемы налогово-бюджетной политики Армении, модернизация фискальных правил в Армении и направления их дальнейшего усовершенствования. Мы рассматриваем реформы фискальных правил, происходящие в сфере налогово-бюджетной политики Армении, как принципиальное изменение логики политики, поскольку новыми правилами задается цель существенно увеличить роль фискальной политики, с одной стороны, для обеспечения стабильности государственного долга, а с другой — для реагирования на экономические циклы.
Ключевые слова: фискальные правила, «золотое правило» государственных финансов, устойчивость государственного долга, экономические циклы, экономический рост, текущие и капитальные расходы
JEL: E62, E32, G28, H62, H63
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-10-20

Подробнее ...

С. С. Лазарян, М. А. Елкина
Оценка мультипликатора государственных расходов в Республике Армения
Данная статья посвящена оценке мультипликатора государственных расходов в Республике Армения. Оценка осуществляется в рамках SVAR-модели с использованием данных за 2004–2017 гг. Согласно полученным результатам, максимальное значение фискального мультипликатора наблюдается сразу после дискреционного изменения фискальной политики. В момент шока государственных расходов оценка значения фискального мультипликатора равна 3, при этом нижней границе 95-процентного доверительного интервала соответствует значение фискального мультипликатора, равное 0,8. В среднесрочном периоде влияние шока государственных расходов на ВВП фактически отсутствует. Данные результаты говорят о высоком стабилизационном потенциале фискальной политики страны в части управления государственными расходами. Полученные оценки не противоречат значениям мультипликатора государственных расходов, полученным в рамках других исследований фискальных мультипликаторов в Республике Армения.
Ключевые слова: мультипликатор государственных расходов, фискальный мультипликатор, государственные расходы, фискальная политика, SVAR-модель
JEL: E62, E63, H50
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-21-31

Подробнее ...

О. А. Алавердян, Н. Р. Аветисян
Армения и современные вызовы международного налогового сотрудничества
Сегодня большая часть капитала направляется в те страны, где для него созданы благоприятные условия, а именно: применяются низкие налоговые ставки и существуют специальные налоговые льготы. Таким образом происходит отток капитала из неофшорных зон в низконалоговые и офшорные юрисдикции, что рассматривается как недобросовестная налоговая конкуренция. Проблема еще ярче выражена в развивающихся странах, так как национальные налоговые органы зачастую не имеют инструментов для эффективной борьбы с практиками уклонения от уплаты налогов. Для решения вышеупомянутых проблем Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и «Группа двадцати» объединили свои усилия, создав новые стандарты для налогового контроля (Глобальный форум ОЭСР), а также разработали новые правила, направленные на обеспечение соответствия мест генерации прибыли и их налогообложения, повышение предсказуемости, прозрачности и гибкости международной налоговой среды. В статье проанализирована деятельность Правительства Республики Армения по созданию налоговой системы, соответствующей современным тенденциям международного налогового сотрудничества.
Ключевые слова: международное налоговое сотрудничество, искажение налогооблагаемой базы и перемещение прибыли, Глобальный форум, стандарт прозрачности налогообложения, бенефициарный собственник
JEL: F38, H26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-32-37

Подробнее ...

М. Р. Пинская, Н. С. Милоголов, С. Ф. Адамян
Злоупотребление налоговыми соглашениями: анализ рисков на макроуровне (на примере Республики Армения)
В данной статье представлен анализ внутреннего налогового законодательства Республики Армения и основных стран — инвесторов в Армению, а также налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения между Республикой Армения и основными странами-инвесторами. Целью такого анализа является выявление наиболее рискованных с точки зрения потенциала злоупотребления налоговыми выгодами международных соглашений. Кроме того, в статье приводятся возможные правовые подходы, направленные на противодействие получению необоснованных налоговых выгод в соответствии с международными соглашениями, в частности, тест основной цели, правило ограничения льгот и концепция фактического права на доход. Проанализирован международный опыт выработки критериев оценки необходимых условий для получения выгод согласно налоговым соглашениям. Данные подходы могут быть использованы при развитии международной налоговой политики в Республике Армения с целью защиты ее суверенной налоговой базы и обеспечения ясных и устойчивых условий ведения бизнеса для иностранных инвесторов.
Ключевые слова: злоупотребление налоговым соглашением, налоговая политика, налог на прибыль, фактическое право на доход, тест основной цели, ОЭСР, размывание базы
JEL: H25, H26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-38-52

Подробнее ...

К. Р. Тамазян, А. Е. Джангирян
Накопительная пенсионная система Армении: история становления
В статье рассматривается пенсионная система Армении, в частности накопительная пенсионная система, ее история и необходимость ее введения. Анализируется международная практика таких стран, как Перу и Чили, которые выбрали частную пенсионную систему. Кроме того, проводится сопоставление «частных» и «государственных» пенсий с учетом возможных альтернатив частной пенсионной системе. В статье представлен краткий обзор того, как работает накопительная пенсионная система в Армении, а также данные по активам под управлением пенсионных фондов и их распределению.
Ключевые слова: Армения, пенсионная система, накопительная пенсионная система, пенсионные паи, управляющий пенсионными активами
JEL: G20, H55, J26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-53-61

Подробнее ...

В. Ю. Черкасов, Ю. А. Маклакова
Долларизация в Армении: структурные причины и эволюция денежно-кредитной политики
В статье рассматривается финансовая долларизация — одна из отличительных черт экономики Армении. За время валютного суверенитета страна систематически проводила политику, направленную на дедолларизацию. Были применены различные традиционно рекомендуемые средства, включая законодательные меры, стабилизацию внутренних цен, дифференциацию нормативов обязательных резервов и гарантий по вкладам. Тем не менее уровень долларизации остается высоким. В статье проанализированы ее структурные причины (трудовая миграция, диаспора, устойчивый внешнеторговый дефицит). От структурных изменений в экономике зависит результативность денежно-кредитной политики в Армении, проводимой в рамочном формате таргетирования инфляции; ее расширенное описание также приведено в статье. Сделан вывод, что адресные меры по дедолларизации должны быть подкреплены системной политикой повышения конкурентоспособности экономики Армении в рамках действующей среднесрочной программы национального развития.
Ключевые слова: Армения, долларизация, структурные причины, центральный банк, валютный курс, денежно-кредитная политика, инструменты, нормативы обязательных резервов
JEL: E52, F31
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-62-75

Подробнее ...

М. И. Куделич, А. В. Хачатрян
Участие финансовых органов Республики Армения в процессах государственно-частного партнерства
В статье рассматриваются вопросы обеспечения взаимосвязи между бюджетным процессом и государственно-частным партнерством (ГЧП) в условиях его внедрения в Республике Армения и формирования соответствующей нормативно-правовой базы. В статье содержатся рекомендации по сквозной процедуре участия финансовых органов республики на всех этапах проекта ГЧП: от подготовки и обоснования до мониторинга и оценки эффективности по итогам его реализации. Рекомендации подготовлены на основе лучших международных практик обоснования и структурирования проектов ГЧП и направлены на оптимизацию бюджетных расходов, организацию надлежащей бюджетной и иной ресурсной обеспеченности проектов ГЧП, повышение обоснованности предложений по финансовому обеспечению различных форм участия публичного партнера в проектах ГЧП за счет средств государственного (местного) бюджета Республики Армения.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, бюджетные расходы, Республика Армения, обязательства государства по проекту ГЧП, финансовое обеспечение, формы участия публичного партнера в ГЧП
JEL: L32, H57, H61
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-76-89

Подробнее ...

И. А. Яковлев, К. В. Швандар
Финансовый рынок Армении: развитие, современное состояние и перспективы
В настоящей статье поставлена цель показать картину современного устройства финансового рынка Армении, дать краткое описание пройденного исторического пути его развития, рассказать, как разрешались возникавшие на нем трудности и какие проблемы все еще требуют решения. Банковская система страны демонстрирует высокие показатели достаточности капитала и ликвидности, создана отвечающая лучшим мировым образцам инфраструктура организованного рынка для торговли финансовыми активами. Однако объем банковских кредитов экономике пока еще не достигает 50 % ВВП; показатели капитализации рынка акций и оборота корпоративных облигаций невелики. Увеличению вклада финансового рынка в национальное экономическое развитие Армении способствовало бы повышение роли рынка ценных бумаг, прежде всего корпоративных облигаций. Совместными усилиями государства и рынка сделано уже многое для развития торгово-депозитарного блока, усовершенствования нормативно-правовой базы, расширения состава инвесторов. В заключительной части статьи приводятся предложения о существенных элементах дальнейшей работы по развитию фондового рынка в Армении.
Ключевые слова: Армения, финансовый рынок, банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные услуги, биржа, акции, облигации
JEL: G20, G21, G22, G23, N25
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-90-102

Подробнее ...

К. И. Алавердян, Р. А. Алексанян, С. А. Табалина
Международный опыт составления консолидированных финансовых отчетов в общественном секторе
В статье представлен анализ требований международных стандартов к составлению консолидированных отчетов в общественном секторе. Отмечается, что государства заинтересованы в составлении консолидированных отчетов по разным международным стандартам, основные из которых — Руководство по статистике государственных финансов (СГФ) МВФ и Международные стандарты финансовой отчетности организаций общественного сектора (МСФО ОС). Рассматриваются подходы, используемые в ряде стран к составлению такой отчетности. Сделаны выводы о том, что в практике некоторых стран используется подход, позволяющий соблюдать требования как Руководства по СГФ, так и МСФО ОС. В ряде стран требования, аналогичные требованиям МСФО ОС, закреплены в национальном законодательстве. Большинство стран, в том числе Республика Армения и Российская Федерация, используют поэтапный переход к составлению консолидированных финансовых отчетов в общественном секторе.
Ключевые слова: консолидированная финансовая отчетность, общественный сектор, Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС), общественные финансы
JEL: H83, M48
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-103-114

Подробнее ...

Э. А. Мкртчян, С. А. Аросян, Г. А. Акопян
Ключевые аспекты внедрения программного бюджетирования в мире и в Республике Армения
Статья посвящена одной из наиболее распространенных реформ системы управления государственными финансами развивающихся стран — внедрению бюджетирования, ориентированного на результат (Performance Budgeting). Целью реформ бюджетирования, ориентированного на результат, является переход от стандартных видов бюджетной классификации к формированию бюджетных программ с четкой фиксацией целей их реализации и ожидаемых результатов, осуществляемый для повышения операционной эффективности бюджетного процесса и степени ответственности за соответствие фактически достигнутых результатов запланированным. В Армении первоначальные работы по внедрению программного бюджетирования были реализованы начиная с 2003 г. В течение 2005–2017 гг. неоднократно пересматривались и совершенствовались соответствующие концептуальные и методические положения, применяемые подходы и инструментарий бюджетного процесса.
Ключевые слова: программное бюджетирование, бюджетные реформы, бюджетирование, ориентированное на результат, улучшение приоритетов расходов, мониторинг исполнения, бюджетный процесс, цели и результаты, подотчетность, прозрачность
JEL: H11, H50, H61
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-115-120

Подробнее ...

И. В. Никонов, А. И. Вотинов
Анализ перспектив развития экономики Армении с применением теории экономической сложности
В статье анализируются перспективы экономического развития Республики Армения. Методологической основой для исследования послужила теория экономической сложности, существенный вклад в развитие которой внесли Р. Хаусманн, Ц. Идальго и другие современные экономисты. С использованием их подходов был рассчитан индекс экономической сложности для Армении и произведено сравнение с другими странами по данному показателю. Было определено, как развитие различных секторов экономики повлияет на сложность производственной структуры армянской экономики. Полученные результаты указывают на то, что по уровню экономической сложности Армения опережает отдельные государства — члены ЕАЭС и некоторые граничащие с ней страны. Наиболее весомый вклад в создание потенциала для долгосрочного экономического роста в Армении могут внести отрасли обрабатывающей промышленности, однако их развитие требует создания необходимых условий.
Ключевые слова: экономическая сложность, экономика Армении, экономический рост, национальный доход, диагностика роста, сравнительное конкурентное преимущество, модель Балассы, конкурентоспособность экономики
JEL: F43, O11, O47
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-121-131

Подробнее ...

Г. Г. Геворгян, Л. Р. Фарманян
Минфин Армении: история становления и международное сотрудничество


Подробнее ...

 

 

 

 

 

 

 

«Финансовый журнал» № 3(43) май-июнь 2018

И. А. Яковлев, Л. С. Кабир
Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент
национальной стратегии финансирования устойчивого развития
«Зеленые» инвестиции сегодня рассматриваются Правительством России и как инструмент решения экологических проблем, и как фактор экономического роста. Но до настоящего времени процесс перехода к «зеленой» экономике еще явно не определяется, поскольку не завершена настройка национального механизма финансирования «зеленых» инвестиций. В настоящей статье описываются результаты исследования распространенности в национальной деловой среде идей «зеленого» роста и в практике национальных компаний — «зеленых» инвестиций. Для анализа был собран массив данных, представленных на официальных сайтах 253 крупнейших национальных компаний. Помимо эмпирических данных изучены документы национального стратегического планирования на предмет отражения в стратегиях развития отраслей и территорий идей и принципов «зеленой» экономики, а также руководящие принципы, разрабатываемые глобальными институтами. В результате выявлена проблемная ситуация: низкий уровень «зеленых» инвестиций российского бизнеса обусловлен в том числе отсутствием четкой понятийной базы и правил. Решение проблемы лежит в плоскости достижения общественного согласия в отношении того, какие секторы национальной экономики следует признать приводящими к устойчивому развитию, а какие, наоборот, к неустойчивому.
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивые финансы, «зеленая» экономика, «зеленые» инвестиции, механизм финансирования «зеленых» инвестиций, стратегия финансирования устойчивого развития, приоритет, российские компании
JEL: O44, Q32, B00
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-9-20

Подробнее ...

М. Ю. Андреев, А. В. Полбин
Влияние фискальной политики на макроэкономические показатели в DSGE-моделях
В статье рассматриваются теоретические работы по анализу влияния госрасходов на конечное потребление товаров и услуг и других инструментов фискальной политики на основные макроэкономические показатели в контексте динамических стохастических моделей общего равновесия. Изучаются каналы влияния фискальных инструментов как в неоклассических моделях общего равновесия с гибкими ценами, так и в неокейнсианских моделях, в которых денежно-кредитная политика нетривиально влияет на величину фискального мультипликатора. Анализируются особенности проведения фискальной политики в условиях ловушки ликвидности, когда номинальные процентные ставки находятся на нулевой нижней границе, что может кардинальным образом изменить выводы об эффективности альтернативных мер фискальной политики. В данной экономической ситуации наиболее эффективными оказываются меры, направленные на стимулирование агрегированного спроса, стимулирование же агрегированного предложения (например, снижение искажающих налогов на производство) может оказать пагубное воздействие на экономическую активность.
Ключевые слова: общее равновесие, DSGE-модели, неокейнсианские модели, фискальная политика, фискальный мультипликатор, ловушка ликвидности, фискальная консолидация
JEL: D58, E47, E62, E63
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-21-33

Подробнее ...

О. В. Буклемишев, Д. Л. Михайлов, В. В. Соловьев, И. Г. Фетисов
Эффективность законодательных ограничений долговой нагрузки регионов России
За последнее десятилетие долговое бремя региональных властей заметно выросло. В работе на основе анализа показателей бюджетов субъектов Федерации и структуры их государственного долга формулируются подходы по корректировке и развитию системы показателей, ограничивающих бюджетный дефицит, уровень долга и заимствований регионов. В частности, предлагается отказаться от использования плановых бюджетных показателей, а также изменить базу расчета предельного объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта Федерации.
Ключевые слова: субфедеральные финансы, региональный долг, долговая нагрузка, долговая устойчивость
JEL: H71, H72, H74, H77
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-34-48

Подробнее ...

Н. А. Бегчин, О. В. Богачева, О. В. Смородинов
Обзоры расходов как инструмент управления общественными финансами в странах ОЭСР: теоретический аспект
В период после глобального финансового кризиса 2007–2008 гг. роль обзоров расходов в странах ОЭСР существенно возросла. Из элемента системы оценки эффективности и результативности государственных программ они превратились в самостоятельный инструмент в управлении общественными финансами. Многие страны стали использовать такие обзоры как для идентификации неэффективных расходов и государственных программ, так и в целях перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в среднесрочной перспективе. В статье рассматривается современная трактовка этого понятия, приводится классификация обзо-
ров расходов, анализируются организационные модели планирования и проведения обзоров расходов, обобщается их структура. Авторы исследуют условия, необходимые для успешного проведения обзоров расходов, включая институциональные условия и требования к информационной базе.
Ключевые слова: общие и выборочные обзоры расходов; стратегический обзор; фискальные меры; инструмент среднесрочного планирования расходов; бюджетирование, ориентированное на результат; глобальный финансовый кризис
JEL: H50, H61, H68
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-49-63

Подробнее ...

Н. Н. Сисигина
Проблемы перехода к модели диспетчера в здравоохранении
Регулирование доступа к специализированной медицинской помощи принято рассматривать как действенный инструмент сдерживания расходов на здравоохранение. Однако на практике реформы доступа в развитых системах общественного здравоохранения часто не достигают запланированных результатов. В статье представлен обзор структуры и итогов крупнейших национальных программ реформирования доступа к медицинской помощи европейских стран. На основе собранных данных выделены ключевые факторы, определяющие успешность применения модели диспетчера. Предложены перспективные направления совершенствования реформы модели доступа, осуществляемой в настоящий момент в России.
Ключевые слова: доступность медицинской помощи, модель диспетчера, регулируемый доступ к медицинской помощи, сдерживание роста расходов на здравоохранение
JEL: I18
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-64-77

Подробнее ...

А. В. Княгинин
Влияние интерпретации антимонопольного законодательства на признание фирм вступившими в молчаливый сговор
Исследование посвящено оценке влияния интерпретации норм антимонопольного права на решение суда о соответствии поведения фирм молчаливому сговору. В первой части работы молчаливый сговор рассматривается в качестве экономической модели, после чего описывается подход к его регулированию на практике в российском законодательстве. Далее проведен анализ содержания по выборке судебных дел, в которых в молчаливом сговоре были заподозрены фирмы розничного топливного рынка, в результате чего определены основные эффекты интерпретации норм на решение суда. Делается вывод, что сформулированные в законе термины при определенных обстоятельствах делают исход дела зависящим от субъективного мнения суда по поводу их интерпретации, а также порождают ряд других систематических непредусмотренных в законе эффектов, которые могут приводить к снижению общественного благосостояния.
Ключевые слова: молчаливый сговор, антимонопольное законодательство, топливный рынок, общественное благосостояние, ошибки I и II рода
JEL: K21, L41
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-78-89

Подробнее ...

Е. М. Гутцайт
Проверка способности аудируемых лиц продолжать свою деятельность как инструмент
выявления повышенной вероятности их банкротства
В статье рассматривается связь банкротства экономических субъектов с ошибками аудиторов при проверке справедливости допущения непрерывности деятельности этих субъектов. Показывается, что задачу проверки справедливости этого допущения можно классифицировать как частный случай задачи прогнозирования развития экономических субъектов. Анализируется смысл понятия «непрерывность деятельности». Трактуются с позиций общей теории принятия решений в условиях неопределенности возможные ошибки аудитора при проверке справедливости указанного допущения, анализируются последствия таких ошибок. Исследуются различные трудности, возникающие при проверке способности экономического субъекта непрерывно продолжать свою деятельность, и даются рекомендации по их преодолению.
Ключевые слова: аудиторская организация, банкротство, допущение, индивидуальный аудитор, международный стандарт аудита, непрерывность деятельности, сомнение, экономический субъект
JEL: M42
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-90-98

Подробнее ...

В. А. Малышенко
Методика управления величиной собственного капитала в целях долгосрочной финансовой устойчивости предприятия
Статья посвящена поиску путей преодоления проблемы искажения оценки финансового состояния предприятия в долгосрочном аспекте. Данная проблематика у санаторных предприятий Крыма связана с последствиями завышения стоимости необоротных активов и собственного капитала для формирования годового финансового результата. Предложенный инструмент отталкивается от оригинального механизма управления величиной амортизационных отчислений и связанного с ним уровня конечного финансового результата. Данный механизм регулирует достижение оптимального значения величины как собственного капитала, так и собственных оборотных средств. Также достигается комплексность воздействия на ключевые объекты финансового управления (прибыль, капитал, денежный поток) в единой модели. Методическая разработка может быть полезна для предприятий санаторно-курортного комплекса Крыма и других предприятий сферы курортных услуг.
Ключевые слова: моделирование, комплексный подход, финансовый коэффициент, собственный капитал, финансовая устойчивость
JEL: M49
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-99-110

Подробнее ...

Э. В. Батанов
Расчеты банковскими картами и переход на платежную систему «Мир» в Калининградской области
В связи с нарушением платежного суверенитета Российской Федерации, связанного с прекращением обслуживания банковских карт Visa и Mastercard в российских кредитных учреждениях, сложилась неблагоприятная ситуация для финансовой системы страны, угрожающая ее экономической безопасности. Объектом исследования является национальная платежная система «Мир» и ее внедрение на территории Калининградской области. Предмет исследования — рынок банковских платежных карт Калининградской области и переход расчетов работников бюджетной системы региона на национальную платежную систему «Мир» как альтернативу иностранным платежным системам.
Ключевые слова: международные платежные системы, национальная платежная система, платежная карта «Мир», Калининградская область
JEL: G35
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-111-120

Подробнее ...

Г. Ф. Биглова
Социализация экономики: от проблемы собственности до гуманизации труда
В статье актуализируется проблема развития социальных принципов в экономике. В качестве обязательного этапа формирования социально ориентированной экономики предлагается выделить процесс социализации экономических отношений, который базируется на трех основных направлениях: социализация отношений собственности, снижение социальной дифференциации, гуманизация труда. Также выдвигается предположение о невозможности стимулировать научно-технологический процесс без должного уровня социализации экономики. В качестве причины невозможности преобразования трудового потенциала национальной экономики в высокопроизводительный инновационный труд предложено рассматривать ухудшение как условий труда, так и уровня его оплаты при всеобщем его отчуждении по причине неразвитости коллективных и ассоциированных форм собственности на предприятиях.
Ключевые слова: социализация экономики, социальная экономика, отношения собственности, гуманизация труда, условия труда, финансовая основа
JEL: H5, J3, J4
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-121-130

Подробнее ...

 

 

 

 

 

 

«Финансовый журнал» № 1(41) январь-февраль 2018

С. С. Бычков, А. И. Кокарев, А. М. Лавров
Развитие методологии и практики оценки качества финансового менеджмента главных
администраторов средств федерального бюджета
В 2008 г. Минфин России впервые провел мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, направленный на анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования бюджетных средств. В статье представлен анализ развития методики оценки качества финансового менеджмента, ее основных недостатков и ограничений, а также предложения по ее совершенствованию. Приведен обзор международного опыта оценки качества финансового менеджмента, свидетельствующий о значительном прогрессе Российской Федерации в указанной сфере. Анализ результатов апробации инструментов оценки качества финансового менеджмента показал возможность существенного повышения качества исполнения бюджетных полномочий (осуществления финансовой деятельности) главными администраторами средств федерального бюджета, в том числе в увязке с совершенствованием систем внутреннего финансового контроля и аудита.
Ключевые слова:
финансовый менеджмент, оценка качества, сектор государственного управления, администраторы бюджетных средств
JEL: H61, H7, H83
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-9-25

Подробнее ...

И. С. Иванченко, Д. Д. Осеи
Оптимизация структуры российских золотовалютных резервов при помощи модели Блэка — Литтермана
В статье описываются результаты оптимизации портфеля золотовалютных резервов (ЗВР) России при помощи модели Блэка — Литтермана по критерию минимума риска и максимума доходности, эти результаты сравниваются с текущими значениями доходности и риска портфеля ЗВР. Работа является продолжением начатого авторами исследования по поиску оптимальной структуры российских международных резервов для улучшения инвестиционного климата в стране. В статье приводится классическое описание модели Блэка — Литтермана; на базе обзора зарубежных и российских информационных источников строится вектор прогнозов на конец 2017 г. изменения доходности активов, включенных в российский портфель золотовалютных резервов; производятся оптимизационные расчеты в матричной форме при помощи метода множителей Лагранжа; формулируются выводы о том, что оптимизация структуры портфеля золотовалютных резервов позволит повысить доходность этого портфеля, снизить его риск и оказать стабилизирующее воздействие на колебания валютного курса рубля.
Ключевые слова: золотовалютные резервы, оптимизация портфеля активов, модель Блэка — Литтермана
JEL: F21
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-26-38

Подробнее ...

В. В. Громов
Проблемы и пути развития налогообложения резидентов ОЭЗ на федеральном уровне
Особые экономические зоны (ОЭЗ) служат одним из способов привлечения инвестиций в регионы, однако за последние годы они подверглись существенному сокращению на фоне появления иных инструментов развития территорий. Поскольку налогообложение непосредственно влияет на инвестиционные решения, в статье оценивается текущий порядок федерального льготного налогообложения резидентов ОЭЗ с точки зрения его способности формировать стимулы для получения статуса резидента ОЭЗ, в том числе в сравнении с другими благоприятными налоговыми режимами, недавно введенными в России.
Ключевые слова: налогообложение, налоговая система, особые экономические зоны, резиденты ОЭЗ, налоговые льготы, налог на прибыль
JEL: H32
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-39-50

Подробнее ...

Н. И. Малис
Совершенствование налоговой политики на региональном уровне: основные направления
Различные финансовые возможности регионов в реализации социально-экономической политики требуют разработки налоговой политики, которая учитывала бы данную особенность. Cуществующая в настоящее время система распределения налоговых полномочий характеризуется их значительной централизацией на федеральном уровне. В статье рассматривается проблема достижения сбалансированности региональных бюджетов на основе увеличения их налоговых доходов. В частности, анализируется соотношение доходных источников и расходных обязательств бюджетов субъектов РФ, в том числе их зависимость от межбюджетных трансфертов. Предлагаются меры по совершенствованию региональной налоговой политики, включающие сокращение неэффективных налоговых льгот, реформирование налога на доходы физических лиц, повышение эффективности налогообложения малого бизнеса, а также вывод из тени самозанятых граждан.
Ключевые слова: налоги в России, региональная налоговая политика, бюджетные доходы, сбалансированность бюджетов, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, самозанятое население, налоговое администрирование
JEL: H71
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-51-60

Подробнее ...

А. А. Михайлова, В. В. Климанов
Модель бюджетного федерализма Индии: сходство и различия с Россией
В статье сравниваются индийская и российская модели бюджетного федерализма, охарактеризованы основные схожие элементы и различия данных моделей. Рассмотрены виды межбюджетных трансфертов в каждой из стран, и сделаны выводы о межстрановых различиях в их предоставлении. Выявлена значимая роль, которую играют в доходной части бюджетов индийских штатов не только межбюджетные трансферты, но и поступления от доли налогов штатов в налоговых доходах центрального правительства.
Ключевые слова: бюджетный федерализм, межбюджетные трансферты, налоговые доходы, Индия, Российская Федерация
JEL: H77, H71, E62
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-61-70

Подробнее ... 

А. В. Навой
Концепция валютно-финансового регулирования национальной экономики в условиях нестабильности глобальных финансов
В статье представлены подходы к валютно-финансовому регулированию в условиях возросшей нестабильности глобальных финансов. Изменение характера и масштаба внешних вызовов, усложнение состава финансовых инструментов, повышение волатильности на глобальном валютном и финансовом рынках потребовало выработки системного подхода к формам и методам регулирования в изменившихся условиях. Автором предложены концептуальные подходы к разработке регулятивных мероприятий на основе выявления места страны в качестве чистого должника / чистого кредитора остального мира, оценки условий инвестирования на глобальном финансовом рынке, оптимизации структуры иностранных активов и обязательств, их сопряжения, а также принятия комплекса мер по возможному делевериджингу и повышению роли перераспределительных механизмов на национальном рынке. Сделан вывод, что данный подход позволит скорректировать структуру международной инвестиционной позиции, повысить финансовую стабильность и эффективность интеграции страны в глобальные финансовые потоки.
Ключевые слова: глобальные вызовы, внешние шоки, текущий счет, платежный баланс, международная инвестиционная позиция, международные резервы, иностранные инвестиции, иностранные кредиты
JEL: F21, F32, G18
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-71-86

Подробнее ...

Ю. А. Сплетухов
Сельскохозяйственное страхование в России и за рубежом: сравнительная характеристика
В статье рассматривается практика проведения сельскохозяйственного страхования в Российской Федерации и в зарубежных государствах, и прежде всего программы страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. В частности, характеризуются цели, решаемые государством при оказании такой поддержки, содержание программ, последствия их реализации. Обобщены принципы проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур и животных с участием государства в нашей стране. Анализируется динамика развития такого страхования. Особое внимание уделено проведению страхования в тех странах, где оно получило наибольшее развитие (США, Канада, Испания). Дается характеристика схем сельскохозяйственного страхования, роли и функций государства и частных страховщиков, методов оказания государственной поддержки осуществляемым видам страхования, достигнутых результатов. В заключение автор останавливается на проблемах, возникающих при осуществлении программ сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
Ключевые слова: сельскохозяйственное страхование, государственная поддержка, бюджетное субсидирование страховых взносов
JEL: G22, Q14
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-87-99

Подробнее ...

М. И. Куделич
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой и правила ВТО: проблемы соответствия
В статье рассматривается проблематика соответствия существующей системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой требованиям и критериям, установленным в рамках Всемирной торговой организации и принятым в составе международных обязательств Российской Федерации. Для устранения имеющихся противоречий предлагаются возможные направления изменения системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой путем корректировки законодательства Российской Федерации. В целях исключения применения в отношении России мер ответственности, включая компенсационные пошлины, в статье проводится оценка условий, при которых государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, осуществляемая через инструменты финансового участия государства в программах сельскохозяйственного страхования, не будет подлежать ограничению.
Ключевые слова: страхование, сельское хозяйство, Всемирная торговая организация, государственная поддержка
JEL: G22
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-100-109

Подробнее ...

В. В. Вагин, Н. А. Шаповалова
Состояние инициативного бюджетирования в Российской Федерации: новые тренды и возможности развития
В статье представлены результаты мониторинга реализации программ и практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации за 2016 г. в 35 субъектах Федерации. Проанализированы стратегии администрирования программ ИБ, источники и формы бюджетных ассигнований на проекты ИБ, общее и частное в нормативно-правовом регулировании программ, параметры реализации региональных практик ИБ, состояние институциональной инфраструктуры на региональном уровне. Авторами предпринята попытка систематизации программ и практик ИБ. Сформулированы и описаны критерии оценки характера развития ИБ в субъектах Федерации. Предложенный подход, а также анализ показателей региональных программ и практик ИБ позволили сформировать топ-15 субъектов РФ за 2016 г. в инициативном бюджетировании. Динамика показателей ИБ за 2015–2016 гг., а также характер развития ИБ в 2017 г. дают основание прогнозировать положительную динамику качественных и количественных показателей, а также создают предпосылки для успешной реализации Программы развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации на среднесрочный период, разработанной Минфином России.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, вовлечение граждан, софинансирование, проекты развития общественной инфраструктуры, местное самоуправление, муниципальный бюджет
JEL: H72, H76, H79
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-110-122

Подробнее ...

К. Г. Качалкина, Э. Р. Нуртдинов, Н. Ш. Розе
Развитие форм и методов реализации инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан
В статье проведен обзор существующих форм и методов реализации инициативного бюджетирования в России и Республике Башкортостан. Дана характеристика Программы поддержки местных инициатив как наиболее распространенного метода реализации инициативного бюджетирования в России, обозначена ее значимость для развития объектов региональной инфраструктуры. Рассмотрен опыт реализации Программы поддержки местных инициатив в Республике Башкортостан, и представлены основные направления возможного развития новых методов инициативного бюджетирования в республике. В рамках исследования рассмотрено место инициативного бюджетирования в Стратегии социально-экономического развития РБ до 2030 г., проведен анализ взаимосвязи реализации инициативного бюджетирования как подпроекта Стратегии с достижением результатов других стратегических инициатив. В заключение приведен анализ эффектов, достигаемых от реализации практики, и их взаимосвязь с целевыми показателями Стратегии.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, гражданские инициативы, местные инициативы, развитие инфраструктуры, социально-экономическое развитие
JEL: R1, O18
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-1-123-131

Подробнее ...