• Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных

    Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных

    Рейтинг составлен по заказу Министерства финансов Российской Федерации. Результаты рейтинга позволяют оценить уровень прозрачности бюджетов различных субъектов РФ

    Подробнее

  • Анализ системы социальной защиты

    Детский бюджет в регионах Российской Федерации

    НИФИ обеспечивает свод данных по всем затратам субъектов Российской Федерации на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие, в том числе на детей, которые по разным причинам остались без родительского попечения, затраты на социальную поддержку семей при рождении и воспитании детей, на поддержку материнства и рождаемости.

    Подробнее

  • Инициативное бюджетирование

    Развитие инициативного бюджетирования в Российской Федерации

    Центр инициативного бюджетирования НИФИ с 2015 года осуществляет общую координацию развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации. С этой целью ежегодно проводится мониторинг развития ИБ в субъектах России и на его основе готовится Доклад о лучших практиках ИБ.

    Подробнее

  • Оздоровление государственных финансов

    Разработка методологии программ оздоровления государственных финансов субъектов РФ

    С 2016 г. Департаментом межбюджетных отношений Минфина России осуществляется комплексная работа по подготовке предложений по оздоровлению государственных финансов субъектов РФ, в ходе которой специалисты НИФИ проводят анализ бюджетной системы субъектов РФ

    В последние годы обеспечение устойчивости бюджетной политики находится в центре внимания государств-членов ЕАЭС. Одним из основных инструментов, направленных на решение этой задачи, являются бюджетные правила. Современные системы бюджетных правил, направления сотрудничества и единые стандарты бюджетной устойчивости, обсудили на панельной дискуссии «Эффективность бюджетных правил в государствах-членах ЕАЭС. Возможности развития системы наднациональных бюджетных правил» в рамках деловой программы Московского финансового форума 2019.

    Модератор, директор НИФИ Минфина России Владимир Назаров, открывая дискуссию представил видеоролик о принципах бюджетных правил. Было отмечено, что одним из важных условий для долгосрочного экономического роста является бюджетная стабильность, а для того, чтобы ее обеспечить внедряются бюджетные правила – ограничения на такие показатели как государственный долг, бюджетный дефицит, расходы и доходы бюджета. Интеграционные процессы в мировой экономике привели к тому, что группы стран, стремясь координировать свою фискальную политику, стали внедрять бюджетные правила не только на государственном уровне, но и на наднациональном (например, Европейский Союз). Владимир Назаров обозначил круг вопросов дискуссии: как будут развиваться бюджетные правила, повысится ли роль наднациональных правил и как совместить бюджетные ограничения с целями экономического роста?

    IMG 2320 17 09 19 09 47 IMG 2638 17 09 19 09 53

    Руководитель Центра макроэкономических исследований НИФИ Минфина России Самвел Лазарян поделился краткими результатами исследований Центра о происходящих изменениях в системах бюджетных правил в странах мира и результатах этих преобразований. «Большой мета-анализ исследований, а также детальное изучение бюджетных правил более, чем в 90 странах мира, позволили выявить сильные стороны данного механизма: устойчивое снижение дефицита бюджета, повышение контрцикличности экономической политики и экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и повышение доверия инвесторов» - отметил он. При этом, эффективность механизма достигается путем повышения строгости самой системы бюджетных правил, приверженностью правительства своим обязательствам (government commitment) и качеством государственного управления.

    IMG 2633 17 09 19 09 47 IMG 2639 17 09 19 10 06

    О новых механизмах в бюджетных правилах Республики Армения рассказал начальник Управления макроэкономической политики Министерства финансов Армении Эдуард Акопян. Процесс модернизации фискальных правил в Армении в 2017 году стал требованием времени, когда государственный долг превысил уровень в 50% ВВП. Эксперт отметил: «Новые бюджетные правила страны стали более гибкими, появились новые правила расходов. Текущие расходы были ограничены с ростом ВВП и уровнем налоговых поступлений, внедрены «золотые стандарты», связанные с направлениями расходования государственного бюджета. На данный момент, рано давать оценку эффективности новым правилам, но первые результаты уже есть: сокращение государственного долга в 2018 году и повышение доверия к правительству со стороны международных организаций».

    IMG 2640 17 09 19 10 10 IMG 2634 17 09 19 09 47

    Республика Беларусь начала применять бюджетные правила с 2015 года и установила несколько критериев для их оценки эффективности, о которых рассказал Министр финансов страны Максим Ермолович. «Введение моратория на увеличение основных налоговых ставок, ограничение налоговой нагрузки на экономику и другие меры позволили исключить возможности правительства решать проблемы бюджетных расходов повышением налоговой нагрузки, введением новых налогов и повышением их ставок. Но все же, в эффективность бюджетных правил в долгосрочном периоде я не верю. Необходимо их дальнейшая модификация и постоянное улучшение» - отметил спикер.

    Эту позицию поддержала и Президент Финансовой академии Министерства финансов Республики Казахстан Наталья Коржова. Также она призвала государства-членов ЕАЭС чаще обсуждать ход реформ в сфере налогово-бюджетной политики и бюджетных правил, в частности. Среди особенностей в бюджетных правилах Казахстана были отмечены усилия Правительства Республики Казахстан в сокращении ненефтяного дефицита бюджета и снижении величины обязательного трансферта их Национального фонда страны, что позволяет снизить зависимость республиканских и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен.

    IMG 2637 17 09 19 09 48 IMG 2621 17 09 19 09 47

    «За счет бюджетных правил, мы заложили надежную основу для последующего долгосрочного роста экономики» - заявил директор Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов России Владимир Цибанов. Он отметил, что бюджетные правила не только привели к повышению устойчивости бюджетной системы к внешним шокам, но внесли существенный вклад в обеспечение макроэкономической стабильности за счет сокращения волатильности курса рубля на фоне колебаний нефтяных цен. «Но при этом, надо понимать, что бюджетные правила – это не панацея от всех бед» - заключил он.

    IMG 2619 17 09 19 09 47 IMG 2641 17 09 19 10 25

    О возможности развития системы наднациональных бюджетных правил рассказал заместитель директора Департамента макроэкономической политики ЕЭК Сейилбек Урустемов. «Каждая страна сама должна определять свой уровень введения бюджетных правил (будь это на уровне Конституции, законов или подзаконных актов). Ключевую роль здесь играет степень независимости органа государственного управления, отвечающий за процесс» - сказал спикер – «Экономика у каждого государства-члена ЕАЭС разная и сейчас трудно говорить, что в обозримом будущем появятся наднациональные правила, но мы должны работать в этом направлении сейчас».

    Продолжила эту тему Глава постоянного представительства МВФ в России Аннет Киобе. Она напомнила, что у всех стран ЕАЭС совершенно разная экономическая структура, в результате которых страны столкнуться с разными шоками, которые единые правила могут не решить. Поэтому на данном этапе важна координация макроэкономической политики, включающая гармонизацию налоговой политики и внешних таможенных тарифов, гибкость рынка труда и координацию финансового сектора, отметила госпожа Киобе.

    IMG 2628 17 09 19 10 15 IMG 2635 17 09 19 09 48

    Подводя итоги, панелисты сессии согласились, что создание системы наднациональных бюджетных правил имеет ряд сложных моментов, но все же, все сошлись во мнении, что как один из инструментов интеграции они могут применяться.

    Прямая трансляция панельной дискуссии: https://mff.minfin.ru/program/12-sentyabrya/vliyanie-investitsionnogo-klimata-na-finansy-i-ekonomiku-goroda/ 

    Видеоролик "Бюджетные правила в государствах-членах ЕАЭС": https://www.youtube.com/watch?v=NTwfoDxTcDg

    Презентация "Эффективность современных бюджетных правил"

    • Дистанционное обучение

      Приглашаем на курсы повышения квалификации:

      • Экономия средств и времени, возможность обучения из любой точки страны
      • Рассмотрение вопросов в сфере государственного (муниципального) управления
      • Рассмотрение новых федеральных стандартов ведения бухгалтерского и бюджетного учета организаций государственного сектора

      ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММ

    • Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»

      Применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора:

      • «Основные средства»
      • «Концептуальные основы»
      • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»
      • «Аренда»
      • «Обесценение активов»

      ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММ

    • Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»

      Эффективное управление региональными финансами за счёт внедрения программ целевого бюджетного планирования, повышения налоговых доходов, оптимизации мер социальной поддержки, реализации программ поддержки местных инициатив.

      ПЕРЕЙТИ К ОПИСАНИЮ ПРОГРАММЫ
    • Информация предоставляется в удобном и современном формате

      Современная платформа дистанционного обучения: взаимодействие сообщества обучающихся и преподавателей, проверка усвоения материала, интерактивные уроки на компьютере или мобильных устройствах, включающие материалы, видео-лекции и практические задания.

      ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММ
    • Дистанционное обучение
    • Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»
    • Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»
    • Информация  предоставляется  в удобном и современном  формате