Инна Рыкова привела аргументы в пользу применения режима специальных административных районов в Башкортостане

9 сентября 2022 года в Москве Руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина России Инна Рыкова выступила на тему целесообразности применения правового режима специальных административных районов (САР) в Республике Башкортостан. Обсуждение проходило в рамках совещания на тему «САР как механизм привлечения исламских финансов: потенциал, перспективы, системные инициативы».

В совещании приняли участие Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров, Первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан – министр экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан Рустам Муратов, Руководитель направления «Правовое развитие» Фонда ЦСР Максим Башкатов, а также представители дипломатических стран: ОАЭ, Ирана, Турции, Иордании, Катара, Бахрейна, Республики Казахстан и другие.

С момента основания в 1973 году Исламского банка развития (ИБР) в мире наблюдается стремительный рост спроса на инструменты исламского финансирования. По данным 2019 года мировой оборот халяль-продукции превысил 2,2 трлн долл., а к концу 2024 года прогнозируется рост до 3 трлн долл. Согласно международным статистическим службам, мировой исламский рынок финансов ежегодно прибавляет по 20%. Учитывая глобальные тренды и западные санкции, исламское финансирование приобретает особую значимость и актуальность для российской экономики. Более того, Президент России Владимир Путин поручил увеличить к 2024 году экспорт российской халяль-продукции с 20 до 45 млрд долл. Наиболее оптимальным режимом для реализации модели исламского финансирования в России являются специальные административные районы (САР).

Специальный административный район (САР) – это территория с гибким режимом налогового и валютного регулирования для компаний, принявших решение о переводе из иностранной юрисдикции в российскую (Федеральный закон «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» от 03.08.2018 № 291-ФЗ).

Инна Рыкова в своем докладе выделила несколько причин необходимости создания САР в Республике Башкортостан.

Во-первых, рядом находится Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). На конец 2021 года в МФЦА зарегистрировано 1173 компании. В 2022 году количество резидентов вырастет до 2000 за счет компаний из Российской Федерации. В 2021 году г. Нур-Султан занял 75 место в общем рейтинге мировых центров и 5 место в рейтинге стран Восточной Европы и Центральной Азии Глобального индекса финансовых центров (GFCI The Global Financial Centres Index), продемонстрировав значительные улучшения в части международного признания. Чтобы стимулировать возвращение российских компаний, которые разместились в МФЦА, необходимо создать соответствующую инфраструктуру и юрисдикцию на территории Российской Федерации.

Во-вторых, в Российской Федерации давно идет разговор о создании центра исламских финансов. Для привлечения исламских финансов необходима соответствующая нормативно-правовая база. Инициативы МФЦА, направленные на развитие и продвижение индустрии исламских финансов, позволили Республике Казахстан занять 17 место в престижном страновом индексе по исламским финансам (GIFR) согласно Глобальному отчету по исламским финансам (2021). В настоящее время Российской Федерации нет в данном рейтинге.

В-третьих, в Российской Федерации идет активное обсуждение применения цифровых финансовых активов, особенно в рамках внешнеторговых сделок для предотвращения санкционного давления на страну. В России только начинает формироваться правовая основа для применения цифровых финансовых активов. В то же время в 2021 году Республика Казахстан впервые вошла и заняла 13 место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона и 66 место из 83 в глобальном рейтинге Финтех. Данный рейтинг оценивает страны в части локальной инфраструктуры, регуляторной среды, количества и качества финтехкомпаний на рынке.

И, в-четвертых, зеленые финансы. Несмотря на процессы 2022 года, развитие зеленых финансов в России по-прежнему актуально, т.к. модернизация экономики и промышленности будет проходить с учетом требований экологической, климатической, карбоновых повесток. Для примера, МФЦА в 2021 году по Индексу зеленых финансов (GGFI) стала лидером среди стран Восточной Европы и Центральной Азии и заняла 52 место в глобальном масштабе.