В НИФИ проанализировали экономические аспекты развития сети электрозарядных станций в России

Эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина Татьяна Ремизова оценила перспективы формирования современной энергетической инфраструктуры, необходимой в свете роста числа электромобилей в России. Соответствующие выводы она представила в статье «Развитие зарядной инфраструктуры в России: стимулы и перспективы применения технологии Vehicle-to-grid»[1].

Татьяна Ремизова отметила, что развитие зарядной инфраструктуры и электромобилей может привести к значительной нагрузке на существующие электрические сети. Снизить последствия позволят изменения в конструкции зарядных станций. Потребуется установка местных накопительных устройств, использование местной возобновляемой генерации, развитие дополнительных функций зарядки, в частности развитие и использование технологии Vehicle-to-Grid, позволяющей обеспечить гибкость спроса на электрическую энергию и избежать создания дополнительной энергетической инфраструктуры.

 Для функционирования рынка электроэнергии и использования технологии Vehicle-to-Grid необходимо создать нормативную базу и обеспечить технические возможности применения этой технологии при создании новых ЭЗС. Важное значение имеет тарифная диверсификация, то есть применение «двойных» тарифов, предполагающих экономическую выгоду для потребителей при зарядке электромобиля в часы минимального потребления электроэнергии. Требуется учет предпочтений потребителей по скорости зарядки. Организация парковочных мест предполагает анализ данных по передвижению электромобилей. Следует разработать и включить в предложения по долгосрочному развитию ЭЗС применение технологии Vehicle-to-Grid в нашей стране.

 По мнению эксперта НИФИ, увеличение числа электромобилей в России требует формирования современной энергетической инфраструктуры. В период пиковой нагрузки могут быть применены инструменты управления спросом на электрическую энергию, к которым относится технология Vehicle-toGrid. Сформулированные предложения позволят реализовать в России широкие возможности этой технологии.

Справочно:

По всему миру на конец 2021 г. насчитывается около 1,8 млн точек зарядки, из которых треть приходится на устройства для быстрой зарядки. В 2021 г. было установлено почти 500 тыс. ЭЗС, что больше общего количества ЭЗС в 2017 г. Среднегодовые темпы роста за четыре года составили более 50%, скорость зарядки также возрастает. В России по состоянию на 2022 г. около 4 тыс. ЭЗС к, из которых 688 предназначены для быстрой зарядки. В ближайших планах – расширение сети ЭЗС, прежде всего на территории Москвы и регионах Дальнего Востока.

[1] Статья опубликована в журнале «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» 2023, т. 19, вып. 2