НИФИ оценил экономические и фискальные последствия применения в России разных моделей налогообложения доходов от цифровых услуг

30 ноября состоялось расширенное научное совещание Центра налоговой политики с участием представителей Департамента налоговой политики Минфина России, посвященное исследованию НИФИ «Разработка механизма налогообложения глобальной прибыли компаний с высоким уровнем цифровизации и существенным экономическим присутствием в России».

На протяжении многих лет в мире разрабатываются решения, призванные уменьшить или устранить проблему двойного налогообложения глобальной прибыли иностранных компаний с высоким уровнем цифровизации и существенным экономическим присутствием в стране.

В рамках выполненного НИФИ исследования проанализированы особенности цифровых бизнес-моделей, механизмы ведения деятельности цифровых компаний в России, в том числе подходы налоговых органов и судов различных стран к налогообложению цифровых бизнес-моделей.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о наличии тренда принятия собственных цифровых налогов: они уже введены более чем в двух десятках государств. Однако эти налоги обладают множеством различий, что приводит к двойному налогообложению, отсутствию правовой определенности и искажению конкуренции.

Поэтому по мнению НИФИ оптимальным направлением развития налогообложения цифровых услуг в России видится применение действующих механизмов НДС для электронных услуг и внимание к международным процессам, протекающим в рамках обсуждения двухкомпонентного подхода ОЭСР и обновления Типовой налоговой конвенции. Учитывая то, что два механизма имеют различный охват: первый компонент ОЭСР применяется лишь к крупнейшим глобальным платформам, а ст. 12В Типовой конвенции ООН – ко всему цифровому бизнесу, – можно сделать вывод о том, что два механизма вполне могли бы сосуществовать, а ориентация на путь, избранный ООН, не исключает последующее присоединение России и к механизму, развиваемому ОЭСР, в случае наличия такой необходимости и возможности в среднесрочной перспективе.