Эффективны ли бюджетные правила в странах ЕАЭС и можно ли создать систему наднациональных правил?
В последние годы обеспечение устойчивости бюджетной политики находится в центре внимания государств-членов ЕАЭС. Одним из основных инструментов, направленных на решение этой задачи, являются бюджетные правила. Современные системы бюджетных правил, направления сотрудничества и единые стандарты бюджетной устойчивости, обсудили на панельной дискуссии «Эффективность бюджетных правил в государствах-членах ЕАЭС. Возможности развития системы наднациональных бюджетных правил» в рамках деловой программы Московского финансового форума 2019.
Модератор, директор НИФИ Минфина России Владимир Назаров, открывая дискуссию представил видеоролик о принципах бюджетных правил. Было отмечено, что одним из важных условий для долгосрочного экономического роста является бюджетная стабильность, а для того, чтобы ее обеспечить внедряются бюджетные правила – ограничения на такие показатели как государственный долг, бюджетный дефицит, расходы и доходы бюджета. Интеграционные процессы в мировой экономике привели к тому, что группы стран, стремясь координировать свою фискальную политику, стали внедрять бюджетные правила не только на государственном уровне, но и на наднациональном (например, Европейский Союз). Владимир Назаров обозначил круг вопросов дискуссии: как будут развиваться бюджетные правила, повысится ли роль наднациональных правил и как совместить бюджетные ограничения с целями экономического роста?
Руководитель Центра макроэкономических исследований НИФИ Минфина России Самвел Лазарян поделился краткими результатами исследований Центра о происходящих изменениях в системах бюджетных правил в странах мира и результатах этих преобразований. «Большой мета-анализ исследований, а также детальное изучение бюджетных правил более, чем в 90 странах мира, позволили выявить сильные стороны данного механизма: устойчивое снижение дефицита бюджета, повышение контрцикличности экономической политики и экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и повышение доверия инвесторов» - отметил он. При этом, эффективность механизма достигается путем повышения строгости самой системы бюджетных правил, приверженностью правительства своим обязательствам (government commitment) и качеством государственного управления.
О новых механизмах в бюджетных правилах Республики Армения рассказал начальник Управления макроэкономической политики Министерства финансов Армении Эдуард Акопян. Процесс модернизации фискальных правил в Армении в 2017 году стал требованием времени, когда государственный долг превысил уровень в 50% ВВП. Эксперт отметил: «Новые бюджетные правила страны стали более гибкими, появились новые правила расходов. Текущие расходы были ограничены с ростом ВВП и уровнем налоговых поступлений, внедрены «золотые стандарты», связанные с направлениями расходования государственного бюджета. На данный момент, рано давать оценку эффективности новым правилам, но первые результаты уже есть: сокращение государственного долга в 2018 году и повышение доверия к правительству со стороны международных организаций».
Республика Беларусь начала применять бюджетные правила с 2015 года и установила несколько критериев для их оценки эффективности, о которых рассказал Министр финансов страны Максим Ермолович. «Введение моратория на увеличение основных налоговых ставок, ограничение налоговой нагрузки на экономику и другие меры позволили исключить возможности правительства решать проблемы бюджетных расходов повышением налоговой нагрузки, введением новых налогов и повышением их ставок. Но все же, в эффективность бюджетных правил в долгосрочном периоде я не верю. Необходимо их дальнейшая модификация и постоянное улучшение» - отметил спикер.
Эту позицию поддержала и Президент Финансовой академии Министерства финансов Республики Казахстан Наталья Коржова. Также она призвала государства-членов ЕАЭС чаще обсуждать ход реформ в сфере налогово-бюджетной политики и бюджетных правил, в частности. Среди особенностей в бюджетных правилах Казахстана были отмечены усилия Правительства Республики Казахстан в сокращении ненефтяного дефицита бюджета и снижении величины обязательного трансферта их Национального фонда страны, что позволяет снизить зависимость республиканских и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен.
«За счет бюджетных правил, мы заложили надежную основу для последующего долгосрочного роста экономики» - заявил директор Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов России Владимир Цибанов. Он отметил, что бюджетные правила не только привели к повышению устойчивости бюджетной системы к внешним шокам, но внесли существенный вклад в обеспечение макроэкономической стабильности за счет сокращения волатильности курса рубля на фоне колебаний нефтяных цен. «Но при этом, надо понимать, что бюджетные правила – это не панацея от всех бед» - заключил он.
О возможности развития системы наднациональных бюджетных правил рассказал заместитель директора Департамента макроэкономической политики ЕЭК Сейилбек Урустемов. «Каждая страна сама должна определять свой уровень введения бюджетных правил (будь это на уровне Конституции, законов или подзаконных актов). Ключевую роль здесь играет степень независимости органа государственного управления, отвечающий за процесс» - сказал спикер – «Экономика у каждого государства-члена ЕАЭС разная и сейчас трудно говорить, что в обозримом будущем появятся наднациональные правила, но мы должны работать в этом направлении сейчас».
Продолжила эту тему Глава постоянного представительства МВФ в России Аннет Киобе. Она напомнила, что у всех стран ЕАЭС совершенно разная экономическая структура, в результате которых страны столкнуться с разными шоками, которые единые правила могут не решить. Поэтому на данном этапе важна координация макроэкономической политики, включающая гармонизацию налоговой политики и внешних таможенных тарифов, гибкость рынка труда и координацию финансового сектора, отметила госпожа Киобе.
Подводя итоги, панелисты сессии согласились, что создание системы наднациональных бюджетных правил имеет ряд сложных моментов, но все же, все сошлись во мнении, что как один из инструментов интеграции они могут применяться.
Прямая трансляция панельной дискуссии: https://mff.minfin.ru/program/12-sentyabrya/vliyanie-investitsionnogo-klimata-na-finansy-i-ekonomiku-goroda/
Видеоролик "Бюджетные правила в государствах-членах ЕАЭС": https://www.youtube.com/watch?v=NTwfoDxTcDg
Презентация "Эффективность современных бюджетных правил"