• Главная
  • Категория архив новостей
  • Новости НИФИ
  • Центр макроэкономических исследований обсудил возможные меры, направленные на сокращения рисков от введения механизма трансграничного углеродного регулирования Европейского Союза (ТУР ЕС)

Центр макроэкономических исследований обсудил возможные меры, направленные на сокращения рисков от введения механизма трансграничного углеродного регулирования Европейского Союза (ТУР ЕС)

30 сентября 2021 года Центр макроэкономических исследований Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации (ЦМИ НИФИ Минфина России) совместно с Департаментом бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации провел совещание, на котором обсуждались предложения в части мер бюджетно-налоговой политики, направленных на управление и сокращение фискальных рисков, обусловленных введением ТУР ЕС.

В рамках мероприятия сотрудниками ЦМИ НИФИ Минфина России Иваном Никоновым и Сергеем Судаковым был представлен доклад о возможных мерах России в условиях текущей климатической повестки ЕС. В частности, было отмечено, что российская климатическая повестка обладает значительным потенциалом достижения амбициозных климатических целей и не должна отталкиваться только от регуляторных инициатив торговых партенров. Так, помимо самого ТУР ЕС на Россию будут оказывать влияние другие климатические инициативы ЕС, а также принятие климатических торгово-регляторных мер другими странами в среднесрочной перспективе. Соответственно, выработка мер только с привязкой к ТУР ЕС не является оптимальным решением, так как предполагает наличие ряда неконтролируемых рисков.

В подтверждение этого вывода, сотрудник ЦМИ НИФИ Минфина России Антон Вотинов представил оценки моделирования эффектов введения углеродного сбора в России с привязкой к параметрам ТУР ЕС по товарам, ставке сбора и учитываемой углеродоемкости продукции. Было отмечено, что в краткосрочном периоде при использовании указанных параметров ежегодные платежи компаний секторов электроэнергии и черной металлургии превзошли бы валовую добавленную стоимость соответствующих отраслей. В аналогичном периоде совокупные ежегодные выплаты российских компаний по углеродному сбору составили бы3,7 трлн рублей.

В ходе дискуссии с Департаментом бюджетной политики и стратегического планирования участники встречи пришли к выводу, что в связи с высокими физическими рисками изменения климата экономическая политика государства в этой области должна сочетать в себе как стимул снижать выбросы парниковых газов, так и стимул потреблять «зеленые» технологии и товары. При этом, стимулирование должно происходить за счет реализации ряда взаимодополняющих ценовых и неценовых мер.