Мировой рынок перевозок близок к стабилизации, но это не приведет к снижению цен на товары
20 января 2022 года в НИФИ Минфина России прошла Научно-практическая конференция «Значение цепей поставок для расширения национального несырьевого экспорта. Векторы развития мировой экономики». Соорганизатором конференции выступил Департамент логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве России.
Центральной темой конференции стал вопрос «когда и при каких сценариях можно рассчитывать на стабилизацию ситуации с глобальными цепями поставок, которая влияет на сроки исчерпания транзитных факторов, складывающихся в высокие темпы инфляции».
Руководитель центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ Минфина Кристина Швандар подчеркнула, что проблемы мировой экономики и перспективы их решения в 2022 году чрезвычайно важны для развития отечественного экспорта.
В своем выступлении она обозначила риски отклонения в худшую сторону от базового прогноза прироста глобального ВВП на 4,4% в 2022 году. По ее мнению, наиболее тревожной темой остается инфляция: темпы роста потребительских цен по итогам прошлого года приближаются к 5% в еврозоне и 6% в США.
«Отдельным фактором, влияющим на рост инфляции, стал рост цен вследствие затруднений в доставке готовой продукции на рынки назначения, – отметила Кристина Швандар, – Этому способствует недостаточная пропускная способностью морских портов и наземных пунктов пограничного контроля из-за санитарно-эпидемиологических ограничений, которые увеличили время ожидания доставки заказов».
Руководитель Департамента логистики и маркетинга Финансового университета, профессор Венде Франк Детлеф подтвердил выводы о том, что увеличение объема заказов на перевозки, вынужденные простои привели к значительному повышению тарифов на морские грузоперевозки. Более того, подорожание морских грузоперевозок повлекло за собой рост стоимости альтернативных транспортных услуг – воздушного и наземного транспорта.
К примеру, в порту Лос-Анжелеса ежедневно простаивают на рейде более 70 судов. Период ожидания разгрузки составляет в среднем около 2 недель. Поставщики в Азии подолгу ожидают возвращения судов для загрузки новыми партиями товаров. Ситуация осложнялась частичным закрытием в Китае портовых и карантинными мерами в отношении экипажей прибывающих судов. Можно вспомнить и инцидент с перекрытием Суэцкого канала контейнеровозом «Ивер гивен».
По итогам дискуссии участники конференции пришли к выводу, что мировой рынок перевозок близок к стабилизации, однако без снижения уровня цен, что не позволяет прогнозировать резкого улучшения инфляционной ситуации.
Выступления других спикеров конференции затронули такие актуальные вопросы международной повестки как:
- основные направления развития мировой экономики и цепей поставок в 2022 году,
- факторы влияния контрабанды на цепи поставок на пространстве ЕС в целом и в Болгарии в частности,
- особенности ценообразования на сырьевой рынке и индикаторы расширения национального экспорта на пространстве ЕАЭС,
- проверка логистической инфраструктуры России в условиях пандемии;
- информационная безопасность в цепях поставок;
- особенности регионального и отраслевого развития цепей поставок;
- перспективы поддержки несырьевого экспорта.
Материалы Конференции:
Ларин О.Н. Обеспечение устойчивочти цепей поставок
Меркулина И.А. Эффективная логистика
Приходько Е.В. Пандемия как проверка
Швандар К.В. Восстановление с потерями
Швандар Д.В. Тенденции Региональных ЦП