Мировой рынок перевозок близок к стабилизации, но это не приведет к снижению цен на товары

20 января 2022 года в НИФИ Минфина России прошла Научно-практическая конференция «Значение цепей поставок для расширения национального несырьевого экспорта. Векторы развития мировой экономики». Соорганизатором конференции выступил Департамент логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве России.

Центральной темой конференции стал вопрос «когда и при каких сценариях можно рассчитывать на стабилизацию ситуации с глобальными цепями поставок,  которая влияет на сроки исчерпания транзитных факторов, складывающихся в высокие темпы инфляции».

Руководитель центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ Минфина Кристина Швандар подчеркнула, что проблемы мировой экономики и перспективы их решения в 2022 году чрезвычайно важны для развития отечественного экспорта.

В своем выступлении она обозначила риски отклонения в худшую сторону от базового прогноза прироста глобального ВВП на 4,4% в 2022 году. По ее мнению, наиболее тревожной темой остается инфляция: темпы роста потребительских цен по итогам прошлого года приближаются к 5% в еврозоне и 6% в США.

«Отдельным фактором, влияющим на рост инфляции, стал рост цен вследствие затруднений в доставке готовой продукции на рынки назначения, – отметила Кристина Швандар, – Этому способствует недостаточная пропускная способностью морских портов и наземных пунктов пограничного контроля из-за санитарно-эпидемиологических ограничений, которые увеличили время ожидания доставки заказов».

Руководитель Департамента логистики и маркетинга Финансового университета, профессор Венде Франк Детлеф подтвердил выводы о том, что увеличение объема заказов на перевозки, вынужденные простои привели к значительному повышению тарифов на морские грузоперевозки. Более того, подорожание морских грузоперевозок повлекло за собой рост стоимости альтернативных транспортных услуг – воздушного и наземного транспорта.

К примеру, в порту Лос-Анжелеса ежедневно простаивают на рейде более 70 судов. Период ожидания разгрузки составляет в среднем около 2 недель. Поставщики в Азии подолгу ожидают возвращения судов для загрузки новыми партиями товаров. Ситуация осложнялась частичным закрытием в Китае портовых и карантинными мерами в отношении экипажей прибывающих судов. Можно вспомнить и инцидент с перекрытием Суэцкого канала контейнеровозом «Ивер гивен».

По итогам дискуссии участники конференции пришли к выводу, что мировой рынок перевозок близок к стабилизации, однако без снижения уровня цен, что не позволяет прогнозировать резкого улучшения инфляционной ситуации.

Выступления других спикеров конференции затронули такие актуальные вопросы международной повестки как:

- основные направления развития мировой экономики и цепей поставок в 2022 году,

- факторы влияния контрабанды на цепи поставок на пространстве ЕС в целом и в Болгарии в частности,

- особенности ценообразования на сырьевой рынке и индикаторы расширения национального экспорта на пространстве ЕАЭС,

- проверка логистической инфраструктуры России в условиях пандемии;

- информационная безопасность в цепях поставок;

- особенности регионального и отраслевого развития цепей поставок;

- перспективы поддержки несырьевого экспорта.

 

Материалы Конференции:

Горелова Т.П. Перспективы цифровизации институциональных звеньев в цепях поставок. Сложности и перспективы экспорта ИБ-решений

Ларин О.Н. Обеспечение устойчивочти цепей поставок

Меркулина И.А. Эффективная логистика

Приходько Е.В. Пандемия как проверка

Тарасов Д.Э. Значение цепей поставок для расширения национального несырьевогоэкспорта. Векторы развития мировой экономики

Швандар К.В. Восстановление с потерями

Швандар Д.В. Тенденции Региональных ЦП