Социальный фактор выходит на первый план: вторая волна исследования НИФИ и ИРПЭ по ответственным цепочкам поставок
26 октября в НИФИ состоялся круглый стол на тему «Новые тренды в развитии тематики ответственных цепочек поставок в компаниях металлургии и отрасли розничной торговли», на котором команда Центра макроэкономических исследований Научно-исследовательского финансового института Минфина России и АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» презентовали результаты второй волны исследования о влиянии ESG-требований и рекомендаций крупных компаний на цепочки поставок. Авторы доклада представили свежие данные, в которых были учтены новые тенденции в данной сфере и обновления политик компаний в выборке.
Модератором встречи выступила руководитель направления «Устойчивое развитие» Центра макроэкономических исследований НИФИ Екатерина Копалкина. Участие в обсуждении приняли эксперты НИФИ и ИРПЭ, представители металлургических компаний, ритейла, банковского сектора и консалтинга: РУСАЛ, Норникель, ИНК, СБЕР, Лукойл, X5, ВкусВилл, СИБУР, Strategy Partners, Kept, You Social, ДОМ.РФ, Сколково.
В новой версии исследования авторы фокусируют внимание на нескольких современных трендах в части цепочек поставок. Аналитик Центра макроэкономических исследований НИФИ Моника Мхитарян подчеркнула, что 65% всех требований компаний-заказчиков относятся к социальной сфере, что тесно коррелирует с законодательством РФ, где данные требования являются обязательными к исполнению, и за компаниями закрепляется тенденция по имплементации большого количества законодательных требований в свои практики.
Помимо этого, авторы подчеркивают, что большинство компаний в 2023 году не выпускали новые документы по работе с контрагентами, а работали над усовершенствованием систем отслеживания выполнения уже имеющихся требований. Последнее подтвердил Илья Пестриков, начальник отдела нефинансовой отчетности и мониторинга компании РУСАЛ, обозначивший важность наличия информационно-аналитической системы, позволяющей оценить ESG-зрелость поставщиков, так как это способствует повышению прозрачности процесса закупок в компании. Эксперт также обратил внимание на важность обучения поставщиков предъявляемым требованиям и методологической поддержки тех из них, кто только начинает внедрение повестки устойчивого развития или совершенствует внутреннее регулирование и операционные практики в этой области.
Тезис о необходимости цифровизации для формирования ответственных цепочек поставок подтвердила и начальник отдела планирования и контроля конкурсных закупок Иркутской нефтяной компании Валерия Волокитина. Компания в течение трех лет активно развивает информационную экосистему поставщиков, включающую в себя удобные сервисы для оформления тендерных процедур и взаимодействия с контрагентом. В систему также внедрена площадка для онлайн-обсуждения необходимой документации с поставщиками совместно с заявителями и техническими экспертами, что позволяет контрагентам оперативно решать вопросы по соблюдению тех или иных требований заказчика.
Важным выводом исследования, по словам ведущего аналитика Центра макроэкономических исследований НИФИ Асмик Хачатрян, является тот факт, что сегодня фокус российских компаний смещается на социальный аспект ESG. Однако пока социальные требования компаний носят декларативный характер, в связи с чем необходимо их конкретизировать, внедрив целевые ESG-метрики по их измерению. Авторы исследования представили таблицу с рекомендуемыми показателями, составленную на основе изучения мирового и российского опыта.
Важность социальной повестки подчеркнула и Инесса Чернова, руководитель по направлению отчетности по устойчивому развитию Департамента устойчивого развития компании Норникель, отметив, что компания на данный момент уделяет особое внимание социальным требованиям в своих корпоративных документах, а также отчетности, которая включает в себя и отдельный отчет по ответственным цепочкам поставок.
По итогам дискуссии участники пришли к выводу о необходимости консолидировать усилия по созданию единой унифицированной анкеты поставщика, релевантной для всех отраслей, в целях устранения нестандартизированности, являющейся источником дополнительных издержек для поставщиков. Также представители бизнеса согласились с важностью внедрения количественных показателей по измерению социального аспекта ESG.
Данный доклад является продолжением исследования НИФИ и ИРПЭ. Первая часть - «ESG в управлении цепочками поставок: практика крупнейших компаний металлургии и розничной торговли» - представляет собой детальный анализ официальных документов компаний, содержащих в том или ином виде ESG требования и рекомендации контрагентам в цепочке поставок, а также специально разработанную для этого классификацию.