НИФИ рассказал о формировании детского бюджета в России
24 апреля 2024 года Олеся Феоктистова, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России, выступила на круглом столе[1], который проводился в рамках деятельности Консорциума ведущих исследовательских организаций в области детского благополучия.
Эксперт НИФИ проанализировала затраты бюджетов разных уровней на социальную политику по поддержке детей (детские бюджеты), в том числе в отраслевом и региональном разрезах.
РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ в 2022 году в интересах детей составили 5,1 трлн рублей, что составляет 26% консолидированных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. За период 2019-2022 гг. расходы детского бюджета возросли на 20,3%.
Наибольшую часть региональных расходов детского бюджета составляют расходы на образование – 74%, и социальную поддержку населения – 12%.
В целом по России в 2022 г. расходы на одного ребенка составили 166,1 тыс. рублей в год. В 26 субъектах РФ этот показатель оказался выше среднероссийского. Так, например, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Сахалинской области превышение составило более чем в 3 раза.
По направлениям региональных расходов наибольшую часть (83%) детского бюджета составили расходы на содержание и развитие учреждений для детей, из них инвестиции и расходы на строительство новых учреждений составили 11%.
Анализ региональных расходов на выплаты и льготы отдельным категориям семей показал их значительный рост – в 2,2 раза за период 2019-2022 гг. – в основном за счет роста расходов на поддержку малообеспеченных семей в 3,9 раза.
В 2022 году более половины этих расходов предусмотрено на поддержку детей из малообеспеченных семей, еще 20% – на поддержку многодетных семей. В 2019 году на поддержку этих категорий семей были предусмотрены примерно равные расходы: 31% – на поддержку малообеспеченных, 33% – на поддержку многодетных.
В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ также ежегодно предусматриваются расходы в интересах детей. По итогам исполнения федерального бюджета за 2022 год расходы в рамках детского бюджета составили 2,4 трлн рублей – 7,6% от общего объема расходов федерального бюджета.
Состав расходов федерального бюджета отличается от регионального, основной объем – 1,6 трлн рублей, более 69% – приходится на социальную поддержку семей с детьми.
Более 65% расходов на социальную поддержку семей с детьми в 2022 г. составили адресные меры, предоставляемые с учетом доходов получателей – 1,1 трлн рублей.
Еще почти 23% (0,37 трлн рублей) – составили расходы на предоставление материнского (семейного капитала).
Оставшиеся 12% расходов приходятся на меры поддержки семей с детьми-инвалидами, детей погибших военнослужащих и иных категорий получателей, а также обеспечение жильем детей-сирот и молодых семей.
В заключение своего выступления Олеся Феоктистова отметила: «Поскольку наращивание расходов имеет свои физические пределы, обеспечивать достижение намеченных целей социальной политики необходимо за счет повышения эффективности системы социальной поддержки и расходов на нее, в том числе эффективности мер адресной поддержки нуждающихся».
[1] СПРАВОЧНО. Круглый стол «Современные подходы к измерению детского благополучия в целях развития человеческого потенциала и разработки доказательной социальной политики» проводился «Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала» на площадке НИУ ВШЭ.