Представители регионов, международные и российские эксперты обсудили вопросы социальной поддержки населения на двухдневном семинаре в НИФИ

27-28 ноября в НИФИ прошел региональный семинар «Эффективная социальная поддержка населения». Организаторами семинара выступили Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) и Всемирный Банк.

Из ключевых вопросов совершенствования социальной политики государства на семинаре, прежде всего, обсуждались два: механизмы повышения эффективности социальной поддержки населения и развитие информационных и электронных технологий в сфере социальной защиты населения. Кроме того, представители регионов поделились своим опытом реформирования систем социальной поддержки.

Семинар открыл директор НИФИ Владимир Назаров следующими словами: «У меня есть мечта. Мечта о том, чтобы в нашей стране не было бедных. И в принципе эта мечта достижима. Наша задача - полностью переосмыслить систему социальной поддержки и взглянуть на нее по-новому. Прежде всего, мы должны определиться, что мы от нее хотим».

s 3  s 1

Определится с тем, что мы хотим от системы – значит, наметить цель. Иностранные участники семинара рассказали об опыте реформирования систем социальной защиты своих стран, который, по оценкам Всемирного банка, является передовым. Принцип целеполагания в выстраивании системы социальной защиты населения и оценке ее эффективности является в этих странах основным. Так, в Мексике принята национальная стратегия, в которой главным приоритетом объявлена борьба с бедностью. О национальной стратегии, о построении независимой оценки социальных программ, осуществляемой Национальным советом по оценке социальных программ (CONEVAL) рассказала в своем выступлении Бланка Лилия Гарсия Лопез, заместитель генерального директора международных отношений и специальных проектов Министерства социального развития Мексики (SEDESOL).

s 8  s 14

s 4    s 16

«В России, пока такой стратегии нет и даже такого приоритета нет. Но тот, кто не ставит перед собой амбициозных целей, лишен возможности достичь этих целей. Прежде всего, надо поставить перед собой эту цель, сказать, что наша задача – сократить бедность, – продолжил Владимир Назаров. – И здесь нужно понимать, что решить ее не может отдельное ведомство. Эту задачу может решить только общество целиком, только межведомственная кооперация, только взаимодействие всех общественных сил».

Пример такого взаимодействия представил Факундо Куэвас, старший экономист Всемирного банка, руководитель программ в сфере бедности и социальной защиты в Турецкой Республике. Он рассказал об уникальной интегрированной автоматизированной информационной системе управления социальной помощью (ISAS), которая вступила в строй в 2009 г. Основные цели создания ISAS – сбор, представление и проверка персональной информации заявителей для предоставления им права на социальную помощь, а также обеспечение межведомственного онлайн-обмена для предотвращения дублирования выплат и иных нарушений при назначении и выплате пособий. Участниками этой интегрированной информационной системы являются 22 государственных органа, поддерживающие собственные базы данных, информация из которых требуется при назначении и проверке правомерности выплат. Ранее заявителям приходилось собирать множество справок, таких как справка о наличии или отсутствии в собственности земельного участка или транспортного средства, справка о постановке на налоговый учет и т.д., а теперь вся эта информация доступна органам социальной защиты через интегрированную базу данных. Ключом к записям, хранящимся в ISAS, является национальный идентификационный номер, который присвоен каждому жителю страны и объединяет в себе как функции всех прежде существовавших ведомственных персональных идентификаторов, так и добавляет к этим функциям новые. Зная идентификационный номер, соцработник может немедленно получить из интегрированной информационной системы данные о составе семьи, о полученных доходах, о располагаемом имуществе, отчеты о проведенных социальных экспертизах, информацию о получаемых семьей социальных выплатах, о социальной помощи, доступной семье на местном уровне.

s 6  s 10

Ряд эм­пирических исследований, проведённых в странах ОЭСР и в развивающихся странах, показал, что развитие систем социальной защиты ведет как к краткосрочному стимулиро­ванию экономики, так и к более устойчивому долгосрочному росту. Краткосрочный эффект от участия в программах социальной защиты очевиден — это снижение глубины бедности и расширение возможности устроиться на работу для наиболее нуждающихся. В современные программы социальной помощи включены стимулы к занятости и повы­шению производительности труда. Обсуждению этих крайне важных для России вопросов посвятили свои доклады Руслан Емцов, ведущий экономист и руководитель проектов в сфере социальной защиты, Всемирный Банк, и Мари Ромэри, эксперт в сфере социальной защиты Отдела международных отношений и исследований Министерства социальной защиты и здравоохранения Франции.

s 12  s 15

Российский опыт выстраивания эффективной социальной поддержки населения в России, вопросы введения адресности и критериев нуждаемости обсуждала с участниками семинара Олеся Феоктистова, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ. Об основных направлениях развития бюджетной политики в сфере социальной поддержки населения рассказала Татьяна Шавина, начальник отдела бюджетной политики в сфере социального обеспечения Минфина России. Результаты анализа опыта регионов по внедрению адресности в социальную поддержку детей и пожилых были представлены Еленой Гришиной, заведующей лабораторией ИНСАП РАНХиГС.

s 17  s 11

Активную дискуссию вызвало выступление Елены Петиной, начальника Департамента федеральных государственных проектов ПФР, которая рассказала о текущих вопросах разработки и внедрения ЕГИССО. Не менее активное обсуждение возникло и после доклада об опыте Республики Татарстан по оптимизации и повышению адресности мер социальной поддержки, с которым выступила Наталья Бутаева, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

s 7  s2 6

 

 

Большое внимание на семинаре было уделено применению информационных и электронных технологий в сфере социальной защиты населения и, в частности, такому вопросу, как предоставление адресной социальной помощи гражданам с использованием электронных социальных сертификатов. Задал общий тон дискуссии и обозначил ключевые методологические вопросы Дмитрий Бычков, ведущий научный сотрудник Центра финансов социальной сферы НИФИ. О современных возможностях запуска регионального комплекса нефинансового процессинга рассказала Мария Стисон, заместитель генерального директора компании МЕГАР (ИТ -- разработчик). Александр Федосихин, заместитель начальника отдела методики и технологий социального обслуживания Управления организации социального обслуживания Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, рассказал об успешном опыте столицы по оказанию социальной помощи и социальных услуг населению - гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке - в виде электронных социальных сертификатов. С помощью электронного социального сертификата в Москве можно получить: продовольственную помощь (с 2013 года), товары длительного пользования и технические средства реабилитации (с 2014 года), детские товары (с 2016 года). Но не только столица может похвастаться своими успехами. Светлана Давиденко, директор Департамента социального развития ХМАО–Югры, отмечала в своем докладе: «Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям. В очередном своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин отмечает: «Мы продолжим изменения в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой... Считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10 процентов средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг». В Югре социальные предприниматели, социально ориентированные некоммерческие организации рассматриваются не только как объекты поддержки со стороны государства, но и как субъекты взаимодействия с государством, способные оказать по ряду направлений услуги более эффективно по сравнению с государственными учреждениями социального обслуживания. Югра движется в рамках общенациональной социальной политики. Для раскрытия потенциала адресности в повышении эффективности бюджетных расходов на социальную поддержку населения в Югре развит институт персонифицированного финансирования социальных услуг».

Первый вид сертификатов действует в Югре с 2012 года – сертификат на оплату услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами с прогрессирующим заболеванием в терминальной стадии развития. Второй вид сертификатов действует с 2013 года, это сертификат на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан. Третий вид сертификатов – оплата услуг по уходу за одинокими гражданами пожилого возраста и инвалидами в условиях частных пансионатов «Резиденции для пожилых». С 2017 года в Югре для временного решения жилищных проблем лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, внедрен сертификат на оплату услуг по социальной реабилитации этих граждан (услуги ночного пребывания). Пятый вид сертификатов направлен на оказание помощи гражданам, пострадавшим от насилия. И шестой вид сертификатов - сертификаты на обеспечение техническими средствами реабилитации из средств регионального бюджета.

s 18  s 2

Второй день семинара был посвящен вопросам кодификации регионального законодательства в сфере социальной поддержки населения. На круглом столе, модератором которого выступил Сергей Власихин, научный сотрудник НИФИ, пять регионов – пионеров представили свой опыт внедрения социальных кодексов. В числе передовиков, решившихся на этот шаг, Белгородская область, самый первый регион, который разработал и принял у себя социальный кодекс. О том, что привело регион к этому решению, рассказала участникам семинара Елена Батанова, первый заместитель начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения области. О том, как разрабатывался кодекс в Волгоградской области и какую колоссальную работу провел регион по оптимизации своей системы социальной поддержки, о ее полном переосмыслении и переформатировании в сторону поддержки именно нуждающихся граждан, в том числе о заложенных в нем критериях нуждаемости и подходах к их оценке, рассказала Лилия Заботина, председатель Комитета социальной защиты населения Волгоградской области.

Для разработки социального кодекса Ярославской области была создана комиссия, в состав которой вошли депутаты областной Думы, представители структурных подразделений аппарата Правительства, департаментов, уполномоченных в сферах труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания населения, финансов. Комиссия проанализировала и обобщила федеральные и областные законы, постановления Губернатора и Правительства (Администрации) Ярославской области, приказы департаментов Ярославской области, а также реальное состояние дел, в том числе финансово-экономический аспект, в сфере социальной защиты населения Ярославской области. В результате были выделены основные социально-демографические группы получателей социального обеспечения и определены основные формы его предоставления, сформированы предложения по снижению административных барьеров, упрощению и оптимизации порядка предоставления социальной поддержки и социального обслуживания, оказания социальной помощи, которые нашли отражение в Социальном кодексе. Об этом рассказал Алексей Шабалин, заместитель директора Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области.

s2 5  s2 3

Дмитрий Буйневич, заместитель председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, представил опыт Санкт-Петербурга и рассказал, с какой целью их регион осуществил работу по кодификации социального законодательства. Он подчеркнул, что кодекс является «живым организмом» и постоянно находится в развитии.

Последним и самым юным является Социальный кодекс Ленинградской области, который был принят буквально в октябре 2017 года. О нелегкой борьбе за его жизнь, о трудностях и перспективах, о целях его создания и ключевых положениях, на которых он построен, рассказала участникам семинара Людмила Нещадим, председатель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области.

s2 7 s2 4

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что семинар удался. В нем приняли участие более ста представителей 49 субъектов Российской Федерации от Калининграда до Сахалина, представители научного и экспертного сообщества, представители федеральных органов власти. А темы, которые обсуждались на семинаре, являются крайне актуальными для сегодняшней социальной политики.