Какие налоговые меры могут быть предприняты в восстановительный посткризисный период для поддержки МСП?

Ключевым элементом фискальной политики в условиях резкого экономического спада, который в первую очередь затронул сектор малого и среднего предпринимательства (МСП), является ее контрциклический характер. Когда бизнес массово терпит убытки налоги должны быть, возможно, даже отрицательными, т.е. действует принцип «государство помогает тем, кто раньше добросовестно платил налоги». Вопрос в том, как сделать такую помощь своевременной и соразмерной. Рассмотрим его на примере налога на прибыль.

Хотя значимая часть субъектов МСП пользуется упрощенной системой налогообложения (УСН) и не платит налог на прибыль, тем не менее, критерии отнесения к МСП существенно шире, чем критерии УСН. Так, предприятия с выручкой от 150 млн. до 2 млрд. рублей не могут пользоваться УСН, но входят в группу МСП, т.е. платят налог на прибыль. Если у таких предприятий возникнут убытки по итогам года, то налог на прибыль в текущем году они платить не будут. Однако, сложности их ждут впереди, так как, если эти убытки будут выше их прибыли текущего (кризисного) года, то зачесть их в полном объеме против прибыли следующего (посткризисного) года они смогут не в полном объеме, а только не более чем на 50% от прибыли будущего года. Таким образом, возникнет ситуация, при которой налог на прибыль будет не соответствовать реальному финансовому результату и затруднять выход из кризиса для тех, кто его смог пережить.

В этой связи мы предлагаем существенно ослабить правила учета убытков для МСП, что приблизит облагаемую прибыль и реальные результаты деятельности. Государство может пойти дальше и позволить уже сейчас зачесть ожидаемые убытки кризисного года против облагаемой прибыли трех прошлых лет с определенными ограничениями и возвращать «переплаченные ранее» налоги пострадавшему бизнесу. В этом случае действует второй принцип «помощь нужна прямо сейчас, а рассчитаемся позднее», т.е. размер возвращенных налогов надо будет скорректировать по итогам кризисного года на основе фактических результатов. Подобные автоматические механизмы применялись в странах ОЭСР в предыдущий глобальный кризис 2008 года. Администратором такой меры может стать Федеральная Налоговая Служба, трансформировавшись в цифровой хаб для поддержки добросовестных налогоплательщиков в трудные времена.

milogolov

Николай Милоголов
ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ Минфина России