Здоровый образ жизни: поможет ли новый налоговый вычет?

В Правительстве рассматривается возможность распространения социального налогового вычета по НДФЛ на спортивно-оздоровительные услуги. Расходы на какие спортивные услуги можно будет компенсировать и какого эффекта ожидать?

По итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта Президент В.В. Путин поручил Правительству РФ проработать возможность распространения социальных налоговых вычетов на суммы, уплаченные налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги.

Идея предоставления такого вычета ранее высказывалась Центром стратегических разработок и специалистами НИУ ВШЭ, которые предложили субсидировать работающему населению платные занятия спортом за счет введения с 2019 г. нового налогового вычета по НДФЛ. Предполагается, что предоставляться новый социальный вычет будет на суммы фактически понесенных налогоплательщиком расходов, то есть аналогично действующему порядку предоставления вычетов на образовательные и медицинские услуги. Так же компенсировать расходы на спорт возможно будет не только за услуги, оказанные самим налогоплательщикам, но и членам их семей.

Вовлечение большего числа граждан в занятия спортом наряду с развитием медицины является важным элементом системы предупреждения заболеваний и сохранения физической активности. В настоящее время расходы граждан на медицинские услуги значительно превышают их траты на услуги по физической культуре и спорту (6,7% против 0,8% от общего объема платных услуг населению в 2017 г.). Поэтому поддержка здорового образа жизни, в том числе и мерами фискальной политики, вопрос весьма актуальный.

Насколько эффективен такой стимул?

Важной задачей при введении нового вычета по НДФЛ должна стать адресность государственной поддержки. Согласно действующим стандартам физкультурно-оздоровительная деятельность включает деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг; деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п. При этом деятельность оздоровительных центров, фитнес клубов, клубов бодибилдинга и гимнастических залов к физкультурно-оздоровительной деятельности не относится. Однако, по духу законодательной инициативы на вышеуказанные виды деятельности должны распространятся предлагаемые налоговые вычеты. Целесообразно при предоставлении вычета ограничиться определенным перечнем услуг, непосредственно способствующих повышению физической активности и здоровья населения. Кроме того, полезно было бы принимать во внимание расходы на приобретение необходимой спортивной экипировки, что особенно важно для подрастающего поколения.

Следует учитывать, что популярность спортивного вычета, во многом, будет определяться процедурой оформления необходимых документов для его получения. Согласно ценовой классификации фитнес-клубов столичного региона стоимость годового абонемента не превышает 15 тыс. руб. для сегмента «Лоу-кост» и составляет от 15 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для сегмента «Эконом», от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для сегмента «Комфорт», от 50 тыс. руб. до 80 тыс. руб. для сегмента «Бизнес» и более 80 тыс. руб. для сегмента «Премиум» / «Люкс». То есть, ориентировочно сумма вычета будет составлять менее 2 000 руб. на человека в сегменте «Лоу-кост» и более 10 000 руб. для граждан, приобретающих дорогие абонементы.

Учитывая действующий порядок предоставления социальных налоговых вычетов существенных бюджетных потерь новый вычет не принесет. Так, в структуре налоговых вычетов по НДФЛ преобладающее значение имеют стандартные налоговые вычеты, доля которых составляет около 80 %. В 2016 г. доля вычетов, предоставленных за медицинские услуги составила 0,1 % от общей суммы вычетов по НДФЛ или 0,02 % суммы поступившего в бюджет налога. При этом объем платных медицинских услуг превысил объем оказанных за плату услуг по физической культуре и спорту за этот же период почти в 8 раз (547,5 млрд руб. против 67,4 млрд руб.). Однако, возникает вопрос, насколько такой вычет будет эффективен.

В целях достижения большего эффекта от введения нового вычета следует рассмотреть вопрос совершенствования механизма его предоставления, особенно для наиболее нуждающихся в государственной поддержке категорий граждан. Например, целесообразно рассмотреть вопрос о величине ежегодной суммы расходов для целей получения нового вычета с учетом иных социальных налоговых вычетов, а также об особых условиях его предоставления гражданам предпенсионного возраста, в том числе путем введения повышающих размер вычета коэффициентов.

loginova

Логинова Татьяна — Научный сотрудник Центра налоговой политики