Эксперт НИФИ рассказала об отличиях подходов ООН и ОЭСР к налогообложению цифровых услуг и о том, как их адаптировать в интересах России

В современном мире растет доля трансграничных компаний, цифровых платформ и сервисов. Компания-резидент одного государства может продавать свои услуги в другом государстве в том числе без постоянного представительства – например, социальные сети, онлайн-обучение, маркетплейсы. В связи с этим встает вопрос налогообложения дохода от цифровых услуг, которые оказывают поставщики-нерезиденты. От этого зависит, кто получит налоговое преимущество или, наоборот, попадет под двойное налогообложение.

В мировой практике есть два основных подхода к регулированию данного вопроса, которые могут оказать влияние и на российские правила налогообложения:

- двухкомпонентный подход ОЭСР, который сейчас находится в стадии согласования. Первый компонент предполагает изменения распределения между странами глобальной прибыли международных групп компаний. Второй компонент касается установления глобального минимального налога по ставке 15%;

- новая ст. 12В Типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложения, которая предусматривает установление налога у источника на валовые платежи за автоматизированные цифровые услуги, оказываемые резидентом одной стороны налогового соглашения резиденту другого государства.

Идея ООН отличается от предложения ОЭСР в следующих важных аспектах:

1. Правило налоговой привязки: в то время как статья 12B предоставляет право на налогообложение стране, из которой поступают платежи, ОЭСР исходит из места нахождения пользователей.

2. Довольно простой вариант налогообложения по валовому налогу у источника, который резко контрастирует со сложными формулами из проекта ОЭСР.

3. Отсутствие упрощенного механизма регистрации, когда компаниям достаточно зарегистрироваться только в государстве расположения конечной материнской компании. Комментарий к статье 12B предусматривает, что государства вольны применять национальные законы, поскольку процедурные вопросы в ней не рассматриваются.

4. Отсутствие механизма разрешения споров в Типовой конвенции ООН.

5. Сфера применения: Статья 12B имеет узкую сферу применения и применяется только к автоматизированным цифровым сервисам, в то время как проекты ОЭСР применимы и к предприятиям, ориентированным на потребителя.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра налоговой политики НИФИ Минфина Карины Пономаревой, наиболее актуальными для России на сегодня являются два возможных направления развития налогового законодательства:

1) введение в России нового налога на цифровые услуги;

2) внесение изменений в двусторонние соглашения между Россией и странами-партнерами путем внесения в них элементов регулирования статьи 12В Типовой конвенции ООН, а именно: налогообложения у источника автоматизированных цифровых услуг.

При этом ключевым риском в случае внедрения российского одностороннего налога в условиях его сосуществования с глобальной методологией налогообложения прибыли ОЭСР является то, что такой налог приведет к существенным барьерам для бизнеса.

Эксперт НИФИ отметила, что акцент в налоговой политике России на эволюционное обновление сети российских налоговых соглашений через внедрение предложений ООН может стать сбалансированным решением в новых условиях фрагментации системы глобального регулирования. Несмотря на то, что такое решение не сулит быстрых результатов, а перезаключение международных соглашений требует времени, этот путь соответствует идее развития взаимовыгодной системы международной кооперации России в сфере налогообложения с максимальным количеством стран, в том числе развивающихся стран и стран БРИКС. Более того, ориентация на путь, избранный ООН, не исключает последующее присоединение России и к механизму, развиваемому ОЭСР, в случае наличия такой необходимости и возможности в среднесрочной перспективе.

Подробнее об этом можно прочитать в статье Карины Пономаревой по ссылке.