В НИФИ обсудили порядок взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме в ЕАЭС

31 октября 2022 года НИФИ Минфина России совместно с ФНС России провели второе заседание Научно-практического семинара «Гармонизация налогового и таможенного регулирования в ЕЭАС» под руководством С.Д. Шаталова. Центральной темой семинара стал порядок взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме и соответствующие предложения в Договор о ЕАЭС, недавно подготовленные Правительством Российской Федерации[1].

Руководитель Центра налоговой политики НИФИ Миляуша Пинская обозначила принципиальные вопросы реформирования налогообложения НДС электронных услуг в странах ЕС. В их числе:

- поддержание нейтральности налогообложения в отношении международных поставок;

- максимальное упрощение схемы нормативного правового регулирования для компаний, задействованных в таких поставках;

- обеспечение ясности и определенности как для компаний, так и для налоговых органов.

Заместитель начальника Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России Леонид Шилин рассказал об эволюции российских правил НДС для иностранных компаний, оказывающих электронные услуги на территории России. Он прокомментировал правоприменительную практику в отношении последних изменений в налоговом законодательстве[2], а также представил сравнительный анализ российского опыта и мировой практики налогообложения электронных услуг.

DSC09765   DSC09719   DSC09736

Ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ Надежда Вишневская отметила расхождение определений электронных услуг в Протоколе к Договору ЕАЭС и в российском законодательстве. Так, в определении для ЕАЭС отсутствует критерий об автоматическом способе оказания таких услуг.

Руководитель Семинара – главный научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ Сергей Шаталов обратил внимание, что такая разница в дефинициях может стать причиной того, что ряд услуг будут по-разному трактоваться в национальном и международном законодательстве. Например, результат услуги в виде аналитической таблицы в Excel, размещенной в Интернете, удовлетворяет определению услуги в электронной форме по Договору ЕАЭС, но не является таковой по российскому законодательству, т.к. не выполняется третий критерий – автоматический способ оказания услуги, если таблица заполнялась вручную.

В работе Семинара приняли участие представители ЕЭК, финансовых и налоговых ведомств государств-членов ЕАЭС, а также Республики Узбекистан, Республики Таджикистан.

Третье заседание Семинара состоится в феврале 2023 года и будет посвящено налоговому администрированию НДС в странах ЕАЭС.

Справочно:

Постоянно действующий научно-практический семинар «Гармонизация налогового и таможенного регулирования в ЕАЭС» под руководством С.Д. Шаталова организован силами Центра налоговой политики НИФИ Минфина России при содействии ФНС России.

Семинары проходят на ежеквартальной основе. Программа семинаров рассчитана до 2025 года.

В числе решаемых в ходе обсуждения задач – развитие новых направлений разработки налоговой и таможенной политики государств в условиях функционирования Евразийского экономического союза, широкое освещение передовых решений о новациях в сфере развития налоговой и таможенной системы, налогового администрирования, обмена опытом и информацией об актуальных проблемах налоговой и таможенной политики, с информированием об этих решениях органов власти государств-членов ЕАЭС, а также ЕЭК для гармонизации законодательства.

Рекомендации семинара широко используются при разработке мер по повышению качества налогового и таможенного регулирования и налогового администрирования на евразийском пространстве.

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1532 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме»

[2] Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в частности в ст. 174.2 НК РФ