Эксперты НИФИ предложили решения для нивелирования рисков отдельных отраслей при переходе к общей системе налогообложения

Вплоть до начала 2003 года ювелирные изделия, как предметы роскоши облагались акцизами по ставке 30%. При этом ведение деятельности с подакцизными товарами не позволяло применять специальные налоговые режимы. С 2003 года акцизы отменены, с тех пор началась миграция отрасли в «упрощенку». 

20 лет деятельности после отмены акцизов сформировали особенности отрасли, а именно: вовлеченность физических лиц в сырьевую стадию процесса изготовления ювелирного изделия; организационно-правовой ландшафт отрасли, демонстрирующий ее базирование преимущественно на основе малого бизнеса. Применение специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли привело к созданию неравных условий для тех производителей ювелирных изделий, которые находятся на общей системе налогообложения и уплачивают НДС как при производстве, так и при реализации таких изделий. Фактически это привело к выводу существенной доли оборота ювелирных изделий из-под обложения НДС. 

Нововведения, которые вступили в силу с 1 января 2023 года и ограничивают применение субъектами ювелирной отрасли спецрежимов, ликвидируют теневой оборот лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Ювелиры на льготных режимах часто использовали схему, при которой слитки драгоценных металлов использовались в качестве сырья для производства ювелирных изделий. 

НИФИ Минфина провел исследование, по результатам которого подтвердил структурные проблемы в отрасли и принципиально подтвердил логичность изменений налогового законодательства, а именно то, что в российский бюджет должен поступать НДС от реализации ювелирных изделий.  
При этом эксперты НИФИ предложили дополнительные меры, которые позволили бы нивелировать риски возникновения разрывов по НДС в начале производственно-сбытовой цепи в ювелирной отрасли. При подготовке соответствующих предложений был учтен опыт вовлечения в налогообложение НДС реализации лома черных и цветных металлов.  

Необходимо также отметить, что проблемы перехода со спецрежимов на общую систему налогообложения, в том числе невозможность вычета входного НДС по товарным остаткам, не являются исключительной спецификой отрасли, а информация о прекращении права на применение УСН была известна еще в марте 2022 года. Учитывая лаг между принятием закона и его вступлением в силу, отраслевики имели достаточно времени подготовиться к изменениям, в том числе с учетом правил перехода со спецрежимов на общий режим.