НИФИ оценил систему мер социальной поддержки Ленинградской области

9 февраля руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России Олеся Феоктистова представила результаты исследования финансового обеспечения отрасли социальной защиты населения Ленинградской области. Выступление проходило в рамках образовательного проекта для руководителей учреждений соцзащиты «Область заботы 2.0: профессиональное развитие команды 47 в социосфере», проходящей в Санкт‑Петербурге.

Ленинградская область стала вторым регионом Северо-западного федерального округа, который внедрил в свою практику такой инструмент как обзор бюджетных расходов, разработанный в НИФИ. Как и в Санкт-Петербурге ключевыми направлениями обзоров стали бюджетные расходы региона на социальную поддержку.

Необходимость проведения обзоров по этим направлениям возникла неспроста. Пять лет назад Ленобласть провела масштабную реформу своей системы социальной поддержки, результатом которой стало принятие Социального кодекса (НИФИ оказывал методологическую поддержку при его разработке). Однако за прошедшие пять лет объемы бюджетных расходов региона по этому направлению выросли не менее чем на 70%.

Следовало понять:

  1. Причины такого роста;
  2. Оценить – на сколько система справляется с поставленными перед ней задачами – в первую очередь по снижению уровня бедности в два раза;
  3. Насколько эффективно тратятся бюджетные средства региона.

Для оценки сложившейся ситуации использовались стандартные практики анализа нормативной правовой базы и ведомственной отчетности, бюджетных данных. Однако, чтобы оценить эффективность работы системы социальной поддержки было проведено специальное выборочное обследование домохозяйств населения региона, которое позволяет получить не только информацию о членах домохозяйств, их социально-демографических характеристиках, занятости, но и о доходах, имуществе. Обследование проводилось методом личного стандартизированного интервью по месту жительства.

Следует отметить, что почти каждый второй житель Ленинградской области является членом домохозяйства, в котором есть получатели региональных мер соцподдержки. Лучше всего такими мерами поддержки охвачены многодетные семьи (доля проживающих в домохозяйствах с получателями региональных мер соцподдержки среди них составляет 87%), пенсионеры (76%), в том числе неработающие пенсионеры (74% – одиноко проживающие и 79% – пары), а также неработающие инвалиды (70%).

При относительно небольшом дефиците дохода социальная поддержка Ленобласти, тем не менее, достаточно результативно его сокращает: среди населения в целом среднедушевой дефицит сокращается на 43%, среди получателей региональных мер соцпомощи – на 56%.

Обзоры показали, что система мер социальной поддержки Ленобласти и механизмы их предоставления отличаются от других регионов компактностью, адекватностью и в большинстве случаев обоснованностью. Это является следствием работы, проделанной в 2016-2017 гг. при разработке Социального кодекса.