НИФИ представил оценку политики разных регионов по внедрению социальных сертификатов

С 19 по 29 августа 2024 года проведена серия совещаний, посвященных социологическому исследованию результатов пилотного проекта социального заказа (189-ФЗ). Механизм соцзаказа позволяет предоставлять населению государственные социальные сертификаты для получения ими социальных услуг. Таким образом у потребителя появляется возможность выбора поставщика услуги; это могут быть как государственные, так и частные организации.

Участники совещаний – Минфин России, НИФИ, Финансовый университет и органы исполнительной власти 14 субъектов РФ, участвующих в пилотном проекте (Алтайского, Камчатского, Красноярского, Пермского и Приморского краев; Вологодской, Воронежской, Калининградской, Костромской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Новосибирской и Оренбургской областей).

Сергей Хабаев, руководитель Центра финансов государственных и муниципальных учреждений НИФИ Минфина России, представил оценку политики разных регионов по внедрению социальных сертификатов. Она позволяет понять, какие условия были созданы для возможности потребителя услуги осуществлять самостоятельный выбор исполнителя.

Например, ряд регионов применяют механизмы социального сертификата к нескольким услугам, относящимся к одной социальной сфере. При этом социальными сертификатами могут воспользоваться все 100 % потребителей данных услуг. Такой подход в 2024 году применяют:

  • Калининградская область в отношении 4 услуг в сфере социального обслуживания;
  • Красноярский край в отношении 4 услуг в сфере социального обслуживания;
  • Ленинградская область в отношении 4 услуг в сфере санаторно-курортного лечения;
  • Московская область в отношении 8 услуг в сфере содействия занятости населения;
  • Приморский край в отношении 4 услуг в сфере социального обслуживания.

Кроме того, эксперты НИФИ осуществили оценку возможности самостоятельного выбора гражданином исполнителя услуги посредством социального сертификата на основе показателей рыночной концентрации.

По услуге, оказываемой в сфере туризма (туристические поездки для школьников 5-9 классов), сложились наилучшие возможности для выбора родителями туроператора с использованием социального сертификата. Например, к регионам, в которых в 2023 году рассматриваемую услугу оказывали несколько туроператоров, и при этом сложился низкий уровень рыночной концентрации (отсутствие одного или нескольких игроков, занимающих доминирующее положение на рынке рассматриваемой услуги), относятся:

  • Калининградская область с возможностью выбора из 12 туроператоров, при этом на трех крупных туроператоров пришлось 24,4 % всех сертификатов, что свидетельствуем о низком уровне рыночной концентрации;
  • Вологодская область с возможностью выбора из 9 туроператоров, при этом на трех крупных туроператоров пришлось 43,2 % всех сертификатов, что свидетельствует о низком уровне рыночной концентрации;
  • Красноярский край с возможностью выбора из 15 туроператоров, при этом на трех крупных туроператоров пришлось 37 % всех сертификатов, что свидетельствует о низком уровне рыночной концентрации.

Результаты данных исследований также были представлены в рамках совещаний с пилотными регионами.