Бюджетные расходы на одного ребенка в России составили 285 тыс. рублей в год

НИФИ представил отчет о финансовых аспектах социальной политики в области детства. Он создан экспертами Центра финансов социальной сферы НИФИ по результатам ежегодного мониторинга расходов субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки семьи и детей (детский бюджет).

В рамках данной работы оценивались как общие расходы субъектов РФ на поддержку семьи и детей, так и расходы в разрезе отдельных отраслей Результаты оценки представлены в специальном разделе на сайте НИФИ – Детский бюджет.

рис.1 20.09.2024

Рисунок 1. Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2023 году.

Расходы региональных бюджетов в интересах детей в 2023 г. составили 5,8 трлн рублей (без учета «новых территорий» – 5,6 трлн рублей, в 2022 г. – 5,1 трлн рублей), что составляет около 26% консолидированных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. За период 2019-2023 гг. расходы детского бюджета возросли на 32,4%.

Анализ региональных расходов детского бюджета в разрезе отраслей показал, что наибольшую часть составляют расходы на образование – 73% и социальную поддержку населения – 13%. За период 2019-2023 гг. доля расходов на образование выросла с 68% до 73%, доля расходов на социальную поддержку населения – с 7% до 13%.

Региональные расходы на одного ребенка в целом по России составили 189,7 тыс. рублей в год (в 2022 г. – 166,1 тыс. рублей), а вместе с федеральными расходами – 285 тыс. рублей в год. В 29 субъектах РФ этот показатель оказался выше среднероссийского. Так, например, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Сахалинской области превышение составило более чем в 3 раза (в Ненецком автономном округе – почти в 4 раза).

В федеральном бюджете также ежегодно предусматриваются расходы в интересах детей. По итогам его исполнения за 2023 г. федеральные расходы в рамках детского бюджета составили 2,9 трлн рублей – 9% от общего объема расходов.

Радикально изменилась адресность региональной социальной поддержки за четыре последних года: социальные выплаты малоимущим семьям с детьми в 2023 году уже превысили половину (55%) общего объема расходов на социальные выплаты всем категориям семей с детьми, тогда как в 2019 году они не дотягивали и до трети (30%). Причина этого – в опережающем росте региональных расходов на поддержку малоимущих семей: темп прироста этих расходов год к году в рассматриваемый период составлял 60% (в 2023 году прирост составил 18%), в то время как бюджет социальной поддержки в целом рос на 10-15% год к году. Очевидно, обеспечивался этот рост расходов консолидированных региональных бюджетов преимущественно за счет роста федеральных трансфертов, которые направлялись на предоставление дифференцированных размеров выплат пособий на детей из нуждающихся семей. 39 регионов имеют уровень софинансирования из федерального бюджета более 90%.

Руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Олеся Феоктистова в этой связи отметила: «С 2017 г. по 2023 г. расходы федерального бюджета на социальную политику (без учета пенсионного обеспечения) выросли в 2,5 раза, на адресные меры социальной поддержки – в 12 раз. Поскольку увеличение расходов имеет свои пределы, достижение целей социальной политики необходимо за счет повышения эффективности системы социальной поддержки и расходов на нее, в том числе эффективности мер адресной поддержки нуждающихся».