Анонс обзора краткосрочных глобальных трендов за октябрь-ноябрь 2024 года: оценка экономических перспектив Америки при новой администрации Трампа
Трамп зарекомендовал свою способность принимать резонансные решения в области экономической политики. Складываются ожидания, что такой же курс будет продолжен и его новой администрацией. Экономисты и СМИ строят свои прогнозы на второй президентский срок Трампа (2025-2028), исходя из событий и процессов, развивавшихся в течение первого срока, и предвыборных заявлений.
Бывший и будущий президент США проявил себя сторонником «экономического национализма», та же идеология положена программу, с которой была одержана победа на выборах 2024 года. Знаменующими для первого президентства Трампа были три ключевых шага в социально-экономической сфере:
1. Крупнейшая за три десятилетия американской истории налоговая реформа;
2. Усиление торгового протекционизма;
3. Ужесточение миграционной политики.
Отдельного внимания заслуживает позиция Трампа по вопросам климатической устойчивости. По его мнению, поскольку технологический прорыв в области искусственного интеллекта невозможен без роста энергопотребления, необходимо отказаться от следования установкам современной мировой климатической повестки, признавая ее обращенным вразрез интересам США инструментом международной конкуренции, не бюрократизировать выдачу разрешений на бурение нефтегазовых скважин, увеличить добычу ископаемого топлива и выпуск на объектах ядерной энергетики.
Политика, декларируемая Трампом, усилит процессы фрагментации мировой торговли с разрывом глобальных производственно-сбытовых цепей и приведет к дальнейшей деградации института ВТО. Она, кроме того, вступает в очевидное противоречие с заявленной Трампом жесткой позицией по сохранению доминирующих позиций доллара США в мировой валютно-финансовой архитектуре. Недоступность американского рынка для конкурирующих иностранных товаров воспрепятствует расширению объема долларовой международной ликвидности в распоряжении других стран для ее использования ими в своих международных расчетах, тем более, что значительная ее часть изъята из оборота таких транзакций и размещена в международные резервные активы (тем самым, по существу рециклирована в американскую экономику).
Большие опасения в американских экспертных кругах вызывает потенциал инфляционных последствий решений будущей администрации. Миграционная программа Трампа продуцирует инфляционный риск чрез издержки работодателей по найму персонала. По оценкам Института Петерсона, тотальная депортация нелегальных мигрантов, занятых в экономике США (более 8 млн человек), увеличит инфляцию в 2026 году на 3,5 п.п. по сравнению с базовым прогнозом (1,9% y-o-y). Тот же источник оценивает инфляционный потенциал в 2026 году, усиленный последствиями других аспектов ожидаемой политики Трампа, включая повышение импортных пошлин, от 6 до более 9 процентов прироста потребительских цен за год.
Идея компенсировать снижение налогов повышением импортных пошлин, по мнению «Tax Foundation», имеет крупные недостатки. Прежде всего возникнет риск потери экспортных рынков из-за ответных мер со стороны иностранных государств-торговых партнеров США, что приводит к уменьшению ВВП.
Отдельная тема, обсуждаемая в СМИ, заключается в вероятном давлении со стороны новой администрации на ФРС с намерением заставить смягчить антиинфляционные установки и удерживать процентную ставку на низком уровне. По мнению Института Петерсона, ослабление независимости ФРС увеличит инфляцию на 2 п.п. в год.
Подробнее читайте в бюллетене по ссылке.