Владимир Вагин: «Темпы развития инициативного бюджетирования в Узбекистане поражают!»

С 24 марта по 1 апреля 2022 года делегация Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России посетила с рабочим визитом Республику Узбекистан.

В апреле 2021 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев запустил масштабную программу реализации проектов с участием граждан. С этого момента сотрудники Центра оказывают коллегам экспертную поддержку в вопросах развития инициативного бюджетирования – одной из самых прогрессивных форм участия граждан в государственном и муниципальном управлении. 

IMG 5026   IMG 5030 

Мы поговорили с Владимиром Вагиным, руководителем Центра, об итогах поездки, текущем состоянии инициативного бюджетирования в Узбекистане и будущих планах сотрудничества.

– Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, как прошел рабочий визит делегации Центра в Республику Узбекистан? Какие встречи и мероприятия состоялись?

– Эта поездка в Узбекистан сильно отличалась от того, каким образом проходили наши предыдущие рабочие визиты. Прежде всего тем, что нам удалось посетить ряд областей Узбекистана и посмотреть непосредственный опыт реализации инициативного бюджетирования на уровне махаллей (территориального общественного самоуправления). Мы увидели широкую палитру примеров, причем не из одного специально выбранного места, а с разных территорий, отличающихся не только уровнем жизни, но и многими другими показателями – это реализованные инициативные проекты в Ферганской, Бухарской, Ташкентской, Наманганской областях и в г. Ташкенте. Наши встречи с руководителями махаллинских комитетов, с активистами, сформировали достаточно полный перечень тех вопросов, которые нуждаются в дальнейшем обсуждении, поэтому я оцениваю рабочую поездку как очень продуктивную.

Также наша делегация приняла участие в работе международной научно-практической конференции «Особенности и перспективы развития инициативного бюджетирования в Республике Узбекистан», где эксперты высказали свое мнение об увиденном и обсудили пути развития данного механизма в стране. Во время визита прошли многочисленные встречи с сотрудниками Министерства финансов, Института бюджетно-налоговых исследований, Учебного центра при Министерстве финансов Республики Узбекистан.     

– Инициативное бюджетирование в Узбекистане – новое явление. Можно ли уже сейчас выделить особенности развития, отличающие опыт Узбекистана от других стран?

– Темпы развития инициативного бюджетирования в Узбекистане поражают! И поражают не только нас, но и самих организаторов. Пару дней назад объявили результаты голосования за проекты, которые будут реализованы весной-летом текущего года. Мы увидели неподдельный интерес населения к инициативному бюджетированию, жители отмечали победу своих проектов салютами, музыкой, танцами! За проекты инициативного бюджетирования проголосовали 6,7 миллионов человек (около трети взрослого населения страны), а портал «Открытый бюджет» стал вторым по посещаемости Интернет-ресурсом в стране.

Одной их главных особенностей является то, что с самого начала внедрения инициативного бюджетирования в основу участия граждан было положено цифровое решение, был произведен запуск портала «Открытый бюджет». Наши коллеги из Минфина Узбекистана пошли очень продуктивным путем и объединили два процесса: открытость бюджета и участие граждан в бюджетных решениях. Уже сегодня для большинства граждан Республики две эти темы стали практически идентичными и воспринимаются как единый механизм.

Второе отличие заключается в том, что если в России много разных стейкхолдеров инициативного бюджетирования (на федеральном, региональном уровнях), то в Узбекистане Минфин является единоличным организатором развития этого процесса.

Третья особенность: у Узбекистана была уникальная возможность детально изучить инициативное бюджетирование (на протяжении нескольких лет проводились ознакомительные мероприятия, изучение передового опыта, подготовка аналитических материалов и пр.). Таким образом, сейчас в Узбекистане действительно используются наиболее интересные решения из существующих в мировом партисипаторном бюджетировании и создана передовая общенациональная практика участия граждан в бюджетных решениях.

IMG 5035   IMG 5036

– Какие «болевые точки» развития инициативного бюджетирования в Узбекистане можно выделить сегодня?

– Первая и главная «болевая точка», которая отчетливо видна, эта слабость институционального сопровождения процесса. То есть недостаточная работа с гражданами по проведению собраний, выбору проектов. Сегодня она находится в руках у руководителей махаллинских комитетов, сотрудников финансовых органов хокимиатов (региональных органов государственной власти). Чрезмерное вмешательство со стороны органов государственной власти искажает общую картину участия граждан. Это ухудшит в результате весь процесс инициативного бюджетирования, наши коллеги понимают проблему и сейчас ставят в приоритет создание проектных центров, обучение консультантов, работу с самими гражданами по формированию проектов. Многие предлагаемые проекты сырые. Например, в проект ремонта дороги в махалле, почему-то разработчики не включили сто метров дороги, хотя очевидно было, что эти сто метров могли обеспечить доступ сельчан к более хорошей дороге.

Нет софинансирования со стороны граждан и юрлиц. Коллеги из Минфина Узбекистана очень внимательно изучают российский опыт и неоднократно задавали вопросы по этому поводу, но пока они очень осторожно к этому относятся и ждут, когда инициативное бюджетирование более укоренится в повседневную жизнь граждан.       

  – Вы с командой ознакомились с реализацией инициативных проектов в стране. Как складывается типология проектов на местах?

– На первом месте стоят проекты ремонта школ (самые разные проекты, начиная от облагораживания школьного двора до ремонта отдельных кабинетов), на втором месте – ремонт внутрипоселенческих дорог (архиострая проблема на местах), на третьем месте – ремонт учреждений дошкольного образования. Мы увидели очень много отремонтированных детских садиков с помощью инициативного бюджетирования. Чаще всего это ремонт, но не капитальный, а косметический: где-то меняли окна, двери, настилали полы. Также стоит выделить проекты в сфере здравоохранения. Инициативное бюджетирование в Узбекистане позволяет расходовать средства и на медицинское оборудование, нам показали приобретенные аппараты для поддержания дыхания. Но, повторюсь, что школы являются центром внимания граждан при реализации инициативного бюджетирования. Это очень важная особенность, однако пока это не школьное инициативное бюджетирование (ШкИБ), не школьники принимают об этом решение, а взрослые (родители, администрация школ).

– В инициативном бюджетировании особенно важно понимание гражданами их возможностей. Какая работа ведется в этом направлении в Узбекистане? Как приняли жители свой новый инструмент?

– Мы не увидели и не услышали ни одного скептического отзыва. Вероятно, это может быть связано с тем, что у нас было не так много времени пообщаться с населением в поездках. Но мы внимательно следили за социальными сетями, где очень активно обсуждались проекты, как раз был самый пик голосования в конкурсном отборе, и там мы видели положительный настрой у людей. Была очень интересная дискуссия вокруг слов одного из депутатов, которому не понравилось, что инициаторы должны были ходить и выпрашивать голоса. Дискуссия быстро свернулась после жесткого ответа одного блогера о том, что в инициативном бюджетировании выбор голоса осмысленный и это естественная часть механизма.    

– Поделитесь, пожалуйста, будущими планами работы с коллегами из Узбекистана.

– В Узбекистане нет конкурса лучших проектов инициативного бюджетирования, однако сейчас планируется проведение такого конкурса, идет отбор проектов, но он еще не легализован, нет отдельного положения о конкурсе. Вместе с тем, первые лучшие проекты планируется представить на международном форуме, который состоится в Узбекистане в конце мая этого года. У нас утверждена дорожная карта по дальнейшему совершенствованию процесса инициативного бюджетирования в Узбекистане – документ официальный, подписан Правительством, и по нему идет последовательная, очень насыщенная деятельность со стороны, прежде всего, Минфина Узбекистана, и с нашей стороны. Нам предстоит разработать целый комплекс рекомендаций о дальнейшем развитии инициативного бюджетирования, представить наши предложения Минфину Узбекистана. Надеюсь, что значительная часть наших рекомендаций будет учтена в итоговых предложениях парламенту Узбекистана. Впереди нас ждет большая и интересная работа!   

– Владимир Владимирович, благодарим за ответы! Желаем успехов и плодотворного сотрудничества!