Олеся Феоктистова выступила с анализом Концепции демографической политики Дальнего Востока

23 июля на проходящей в Якутске VII Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока и Арктики» руководитель Центра финансов социальной сферы ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации Олеся Феоктистова выступила с докладом «Уровень жизни, социальная поддержка семей с детьми и рождаемость в регионах Дальнего востока: есть ли связь?»

В своем выступлении она оценила промежуточные результаты и дальнейшие перспективы реализации концепции демографической политики Дальнего Востока (на период до 2025 года). Указанные в Концепции целевые показатели по рождаемости, смертности и продолжительности жизни не выполняются. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос дает основа демографии. Она, в частности, позволяет наблюдать как эхо Великой отечественной войны до сих пор определяет половозрастной состав населения страны. Большие потери поколения 1923–1935 годов до сих пор влияют на то, что одни возрастные группы превалируют над другими. Например, сейчас среди лиц пенсионного возраста остается большая группа старше 70 лет, что определяет скачок смертности населения на ближайшие 10-15 лет. А в группе 20-25 лет наблюдается провал по численности, влияющий на рождаемость. Причем полное нивелирование фактора войны ожидается только к концу XXI века.

1

Рисунок 1 – Возрастная структура населения ДФО, 2012-2018 гг., 2019-2021 гг.

На основании демографического анализа Правительством страны во многом определяются приоритеты социальной политики. Эти данные позволяют рассчитать своевременную необходимость ввода новых детских садов и школ, нагрузку на систему здравоохранения, должны широко применяться при разработке целевых показателей национальных проектов.

Как отметила в своем выступлении Олеся Феоктистова, остается загадкой, почему разработчики Концепции демографической политики Дальнего Востока проигнорировали в своих расчетах объективные факторы и не использовали демографические модели.

Более того, из выступлений участников конференции можно сделать вывод, что основной причиной недостижения показателей явились иные факторы, например, недостаток финансирования. По мнению Олеси Феоктистовой, такое утверждение не соответствует действительности и может привести к заведомо неправильным выводам и решениям. Расчеты показывают, что бюджетные расходы на поддержку материнства и детства в Дальневосточном округе существенно растут, а рождаемость – продолжает падать. При этом на долю федерального бюджета в софинансировании мер соцподдержки по некоторым регионам приходится до 99%, т.е. финансирование мер по достижению демографических показателей существенно снижает траты из региональных бюджетов.

Снимок

Рисунок 2 – Расходы бюджета на охрану материнства и детства (млрд руб.) и рождаемость (чел. на 1000 чел. населения), 2012-2021 гг.

Таким образом, эксперт НИФИ сделала выводы о том, что:

  • Концепция демографической политики Дальнего Востока должна быть пересмотрена на основе качественного демографического анализа;
  • Государственная поддержка важна для нуждающихся семей с детьми, но малоэффективна как средство стимулирования рождаемости в регионе;
  • Существенным фактором, влияющим на демографию региона, были и остаются низкие доходы населения – в среднем примерно половина населения Дальневосточного округа имеет доходы меньше двух прожиточных минимумов на человека.