НИФИ Минфина России совместно с ФНС России обсудят предложения по гармонизации налогового и таможенного регулирования в ЕАЭС

2 марта 2023 года с 12:00 до 14:00 (мск) НИФИ совместно с ФНС проводит заседание постоянно действующего научно-практического семинара «Гармонизация налогового и таможенного регулирования.


в ЕАЭС» под руководством С.Д. Шаталова. Участники семинара обсудят перспективы гармонизации подходов к цифровизации трансграничной торговли в странах ЕАЭС с учетом соблюдения баланса интересов участников внешнеторговой деятельности и органов государственной власти. Семинар проводится в рамках Плана мероприятий Правительства Российской Федерации в связи с председательством Российской Федерации в органах Евразийского экономического союза в 2023 году.

Подключиться к конференции Zoom

Мировой опыт показывает, что администрирование налога на добавленную стоимость, в том числе в части упрощения проверки правомерности применения налоговых льгот и преференций и уменьшения налогового разрыва по НДС, а также создание прозрачного механизма государственных закупок являются основной движущей силой при внедрении электронного документооборота.


Вместе с тем, более широкое проникновение юридически значимого электронного документооборота в хозяйственную деятельность, в том числе внешнеторговую, позволит создать значительные долгосрочные положительные эффекты с точки зрения налогового администрирования в целом, а именно:
• упрощение, или в большинстве случаев отмену налоговой отчетности;
• автоматический расчет налогов на стороне налогового органа;
• своевременное выявление и анализ налоговых рисков;
• сокращение сроков налогового контроля;
• ускоренное предоставление налоговых вычетов;
• повышение эффективности информационного обмена между налоговыми органами стран, входящих в Евразийский экономический союз.

При этом совместимость национальных систем электронного документооборота позволит обеспечить более комфортное ведение трансграничной торговли
для бизнеса и совместного администрирования со стороны налоговых и таможенных органов. Среди существующих барьеров для реализации полноценного юридически значимого трансграничного электронного документооборота в странах ЕАЭС можно выделить:
• Правовой. Наличие собственного регулирования электронного документооборота в странах ЕАЭС, форм и форматов документов с различной степенью контроля и уровнем требований.
• Технический. Наличие собственных алгоритмов криптографии в странах ЕАЭС. Юридически допускается получение от контрагента документа, подписанного иностранной электронной подписью, однако проверить ее достоверность технически невозможно.
• Организационный. Отсутствие унифицированных подходов к формам, форматам, наборам данных, классификаторам информации на наднациональном уровне.

К дискуссии предложены два блока вопросов:
1. Существующие практики трансграничного электронного документооборота в странах ЕАЭС.
2. Возможные способы преодоления существующих барьеров и перспективы цифровизации трансграничной торговли в странах ЕАЭС.