В НИФИ прошел семинар, посвященный использованию современных материалов о бюджете Московской области в учебном процессе
11 октября 2019 года Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) провел семинар для учителей экономики общеобразовательных школ Московской области на тему «Использование современных материалов о бюджете Московской области в учебном процессе». В качестве спикеров были приглашены представители органов исполнительной власти Московской области и научных организаций, занимающихся продвижением и развитием бюджетной грамотности для школьников и взрослых.
В актовом зале НИФИ собралось более 130 участников, представляющих общеобразовательные учреждения Московской области.
Открыла работу семинара заместитель министра экономики и финансов Московской области Софья Донская. Она поздравила собравшихся учителей с прошедшим профессиональным праздником и подчеркнула, что осведомленность учащихся о российской финансовой системе, ее структуре, функциях и инструментах играет большую роль в формировании финансовой культуры населения и воспитания успешного гражданина своей страны.
Далее с докладом, посвященным школьному аспекту инициативного бюджетирования, выступил директор Института макроэкономических исследований Илья Соколов. Он рассказал о том, для чего необходима бюджетная грамотность, а также о школьном инициативном бюджетировании. «Цель школьного инициативного бюджетирования – не только решить, как потратить часть бюджетных средств на улучшение школьной инфраструктуры. Он позволяет школьникам развивать чувство гражданской ответственности, способствует активному и сознательному участию в процессах принятия решений, формирует положительный опыт взаимодействия с органами власти на муниципальном уровне и помогает понять, как формируется бюджет» - сказал Илья Соколов.
О задачах, содержании и результатах пилотирования учебного пособия для старшеклассников по бюджетной грамотности рассказал генеральный директор Института бюджетных решений Александр Ковалевский. В настоящее время данным изданием пользуются в нескольких субъектах России: Алтайском крае Пермском крае, Республике Башкортостан и Москве. Пособие включает вопросы составления и контроля исполнения бюджета, а также особое внимание уделяется проблемам налогообложения, расходам и доходам бюджета государства, участию граждан в бюджетном процессе.
Старший научный сотрудник Центра бюджетной политики НИФИ Юрий Белоусов представил современные образовательные технологии при изучении бюджета и бюджетного процесса в общеобразовательных школах. В качестве инструментов были презентованы тренажер «Личный бюджет школьника», практические учебные кейсы и видеоматериалы о бюджетах муниципальных образований в Московской области.
В завершение представитель Центра фискальной политики Яна Полякова рассказала о цифровом сервисе «Интерактивный бюджет для граждан». Проект может быть использован в учебных целях и позволит ознакомиться с основными направлениями бюджетной политики и взаимосвязями бюджетных параметров. «На выходе школьник не только может сформулировать свои бюджетные инициативы, но и значительно повысить свою бюджетную грамотность» - отметила Яна Полякова.
Участники семинара выразили надежду на дальнейшие встречи и обсуждения практических материалов о бюджетной грамотности для использования их в учебном процессе.
Материалы семинара:
Беленчук А.А. О проекте Минфина России «Бюджет для граждан»
Соколов И.А. Бюджетная грамотность и участие школьников в управлении развитием школы
Тренажер «Личный бюджет школьника» (ссылка активируется 15.10.2019 г. Программное обеспечение тренажера новое, проходит стадию апробации. Если Вы обнаружите ошибку, сообщите о ней, пожалуйста, по адресу belousov@a-econom.com)