Анонс обзора краткосрочных глобальных трендов за январь 2024 года

Конъюнктурный обзор мировой экономики и мнение регуляторов о новых финансовых технологиях.

В первой части бюллетеня представлен конъюнктурный обзор мировой экономики.

Опубликованные данные статистики позволяют составить предварительную картину роста трех наиболее крупных экономик мира в 2023 году: США – ускорение до 2,5%, Китай – до 5,2%, еврозона – замедление до 0,5%.

Для США ведущими драйверами ускорения роста экономики были сокращение импорта (вытеснение иностранных товаров на внутреннем рынке), а также и рост потребления и инвестиций федерального правительства (гражданского и военного назначения – примерно в равной пропорции), штатов и муниципалитетов. Крупный отрицательный вклад внесло сокращение запасов материальных оборотных средств. Положительные вклады потребления и инвестиций в частном секторе были меньше, чем в 2022 году.

Ускорение роста ВВП Китая было обусловлено восстановлением внутреннего потребления в результате отмены карантинных ограничений, действовавший в 2022 году, что повлекло за собой большее, чем в предыдущем году, увеличение промышленного выпуска и добавленной стоимости в сфере услуг. Сдерживающим фактором было снижение темпов роста инвестиций в основной капитал и неблагоприятным вектором конъюнктуры жилищного строительства. Протекционизм в торговой политике международных партнеров Китая и конъюнктурные факторы международной торговли привели к почти полной остановке роста экспорта товаров из Китая.

Падение темпов роста ВВП еврозоны объяснялось испытанным в 2022 году шоком со стороны предложения и повышением процентной ставки, посредством которого Евросистема старалась ограничить инфляционные последствия шока. Эти факторы оказали как прямое, так и опосредованное изменением структуры потребления европейских домохозяйств воздействие на производственную и инвестиционную активность в промышленности. Предварительные данные Евростата за четвертый квартал дают основания предположить определенную стабилизацию экономических условий в Евросоюзе по мере исчерпания последствий энергетического шока и вслед за остановкой повышения ключевой ставки ЕЦБ.

ФРС и ЕЦБ в январе продолжали выдерживать пуазу в изменении ключевых ставок, которая в США продолжается с июля, а в еврозоне – с сентября прошлого года. Предполагается, что в обеих экономиках денежно-кредитная политика в 2024 году может развернуться к смягчению.

Более детально с состоянием мировой экономической конъюнктуры можно ознакомиться в выпуске бюллетеня по ссылке.

 

Во второй части бюллетеня – продолжение серии наблюдений за оценками технологических сдвигов на финансовом рынке сообществом центральных банков.

Раджишвара Рао, заместитель управляющего Резервного банка Индии выразил мнение, что в новой парадигме универсальные рынки, вероятно, станут основной точкой посредничества, а банки могут оказаться всего лишь одними из множества различных субъектов, взаимодействующих на рынке. Он рассказал о векторах развития банковского сектора и о том, что регулирование должно быть готово приспосабливаться к новому финансовому ландшафту, где уже не будет достаточно традиционной системы банковского регулирования, основанного на нормативных требованиях к резервам, капиталу и ликвидности банков.

Майкл Барр, заместитель председателя Совета управляющих ФРС развивает тему кибербезопасности. Готовность к отражению киберугроз принимает все большее значение для каждой организации. Эти угрозы, регулярно напоминающее о себе инцидентами, постоянно эволюционируют и, если на нынешнем этапе они не наносят существенного вреда, то в перспективе могут приводить к более обширным последствиям для рынка вплоть до системного риска, если, например, вызовут сбои в цепочках расчетов.

Представлен обзор выступления другого члена Совета управляющих ФРС – Мишель Боумен – о цифровых трансформациях денег центрального банка. Одной из тем ее выступления стала проблема создания «оптовых» ЦДЦБ для обслуживания межбанковских крупностоимостных расчетов. По ее словам, до сих пор за многочисленными технологическими деталями проектов «оптовых» ЦДЦБ теряется основной вопрос – для чего они нужны? Проступают опасения, что цифровая трансформация денег центрального банка способна существенно подорвать позиции доллара США в качестве главного инструмента международной ликвидности.

Подробнее в выпуске бюллетеня.