Информационно-аналитические материалы
Методические рекомендации
Детский бюджет
-
Презентация "Социальные расходы на детей по регионам Российской Федерации за 2023 год"
Общие затраты на детей консолидированных бюджетов субъектов РФ
Затраты региональных бюджетов на детей в рамках реализации национальных проектов
Затраты региональных бюджетов на детей по отдельным категориям получателей
Финансовые аспекты социальной политики в области детства (расходы детского бюджета за 2019-2023 гг.)
В сентябре 2024 года НИФИ представил отчет о финансовых аспектах социальной политики в области детства. Он создан экспертами Центра финансов социальной сферы НИФИ по результатам ежегодного мониторинга расходов субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки семьи и детей (детский бюджет).
В рамках данной работы оценивались как общие расходы субъектов РФ на поддержку семьи и детей, так и расходы в разрезе отдельных отраслей.
Рисунок 1. Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2023 году.
Расходы региональных бюджетов в интересах детей в 2023 г. составили 5,8 трлн рублей (без учета «новых территорий» – 5,6 трлн рублей, в 2022 г. – 5,1 трлн рублей), что составляет около 26% консолидированных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. За период 2019-2023 гг. расходы детского бюджета возросли на 32,4%.
Анализ региональных расходов детского бюджета в разрезе отраслей показал, что наибольшую часть составляют расходы на образование – 73% и социальную поддержку населения – 13%. За период 2019-2023 гг. доля расходов на образование выросла с 68% до 73%, доля расходов на социальную поддержку населения – с 7% до 13%.
Региональные расходы на одного ребенка в целом по России составили 189,7 тыс. рублей в год (в 2022 г. – 166,1 тыс. рублей), а вместе с федеральными расходами – 285 тыс. рублей в год. В 29 субъектах РФ этот показатель оказался выше среднероссийского. Так, например, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Сахалинской области превышение составило более чем в 3 раза (в Ненецком автономном округе – почти в 4 раза).
В федеральном бюджете также ежегодно предусматриваются расходы в интересах детей. По итогам его исполнения за 2023 г. федеральные расходы в рамках детского бюджета составили 2,9 трлн рублей – 9% от общего объема расходов.
Радикально изменилась адресность региональной социальной поддержки за четыре последних года: социальные выплаты малоимущим семьям с детьми в 2023 году уже превысили половину (55%) общего объема расходов на социальные выплаты всем категориям семей с детьми, тогда как в 2019 году они не дотягивали и до трети (30%). Причина этого – в опережающем росте региональных расходов на поддержку малоимущих семей: темп прироста этих расходов год к году в рассматриваемый период составлял 60% (в 2023 году прирост составил 18%), в то время как бюджет социальной поддержки в целом рос на 10-15% год к году. Очевидно, обеспечивался этот рост расходов консолидированных региональных бюджетов преимущественно за счет роста федеральных трансфертов, которые направлялись на предоставление дифференцированных размеров выплат пособий на детей из нуждающихся семей. 39 регионов имеют уровень софинансирования из федерального бюджета более 90%.
-
Презентация "Социальные расходы на детей по регионам Российской Федерации за 2022 год"
Общие затраты на детей консолидированных бюджетов субъектов РФ
Затраты региональных бюджетов на детей в рамках реализации национальных проектов
Затраты региональных бюджетов на детей по отдельным категориям получателей
Экспертами центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России проведена ежегодная оценка расходов субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки семьи и детей. Оценивались как общие расходы субъектов Российской Федерации на поддержку семьи и детей, так и расходы в разрезе отдельных отраслей.
Рисунок 1 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2022 году: всего
По итогам исполнения региональных бюджетов за 2022 год, расходы «детского бюджета» на 19% превысили аналогичные расходы за 2021 год и составили 5,1 трлн. рублей. В целом по России расходы на одного ребенка составили 166,1 тыс. рублей в год (138,9 тыс. рублей в 2021 году). В 26 субъектах РФ этот показатель оказался выше среднероссийского. Так, например, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Сахалинской области превышение составило более чем в 3 раза.
В подавляющем большинстве регионов расходы «детского бюджета» продолжили свой рост. Например, в Ленинградской области и Республике Ингушетия в расчете на одного ребенка с учетом индекса цен в 2022 году, расходы возросли более, чем в 2 раза. Данный рост был обусловлен в основном увеличением финансового обеспечения учреждений образования.
В 4 регионах (Чеченской Республике, Калининградской и Ульяновской областях, Севастополе) расходы сократились на 8-9% в связи с завершением строительства образовательных учреждений, а также введением софинансируемых из федерального бюджета пособий нуждающимся семьям с детьми.
В общих расходах «детского бюджета» в расчете на одного ребенка, проживающего в субъекте РФ, с учетом индекса цен по итогам 2022 года самую большую долю составили расходы на образование ‒ 74% или 123,7 тыс. рублей (в 2021 году ‒ 104,7 тыс. рублей), оставшиеся 26% распределились по отраслям как показано на рисунке 2. В регионах доля расходов на образование варьируется от 56% до 89%.
Рисунок 2 – Структура общих расходов региональных «детских бюджетов» в расчете на 1 ребенка по отраслям в 2022 году, в %
Существенно (в 10-14 раз) возросли расходы на здравоохранение в Республике Ингушетия, Камчатском крае и Оренбургской области.
На фоне снижения в 2022 году расходов на активную политику занятости в среднем по России, например, в Ленинградской области эти расходы возросли в 9 раз, а в Республике Дагестан – в 15 раз.
Мурманской областью в 2022 году (по сравнению с 2021 годом) были увеличены вдвое расходы на молодежную политику, Вологодская область по итогам 2022 года существенно (в 10 раз – относительно 2021 года) увеличила расходы на поддержку учреждений и организаций культуры, предназначенных для детей. В Удмуртской Республике значительно возросли расходы на социальную поддержку детей-сирот – в 19 раз (относительно 2021 года), аналогичный рост расходов бюджета (в 19 раз) только на поддержку физической культуры и спорта можно отметить у Республики Калмыкия.
-
Презентация "Социальные расходы на детей по регионам Российской Федерации за 2021 год"
Общие затраты на детей консолидированных бюджетов субъектов РФ
Затраты региональных бюджетов на детей в рамках реализации национальных проектов
Затраты региональных бюджетов на детей по отдельным категориям получателей
«Детский бюджет» – это затраты государства на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие, в том числе на детей, которые по разным причинам остались без родительского попечения, затраты на социальную поддержку семей при рождении и воспитании детей, поддержка материнства и рождаемости.
-
Презентация "Социальные расходы на детей по регионам Российской Федерации за 2020 год"
Общие затраты на детей консолидированных бюджетов субъектов РФ
Затраты региональных бюджетов на детей в рамках реализации национальных проектов
Затраты региональных бюджетов на детей в рамках реализации Десятилетия детства
Затраты региональных бюджетов на детей по отдельным категориям получателей
«Детский бюджет» – это затраты государства на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие, в том числе на детей, которые по разным причинам остались без родительского попечения, затраты на социальную поддержку семей при рождении и воспитании детей, поддержка материнства и рождаемости.
В 2020 году специалисты НИФИ, Департамента бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Минфина России (Департамент) и финансовых органов власти провели работу по формированию так называемого «Детского бюджета» страны. Если до этого времени Департамент формировал федеральный «Детский бюджет», то в этом году была разработана структура и методика сбора необходимых данных «Детского бюджета» на региональном уровне. В итоге был сформирован полноценный документ, в котором собраны максимально возможные данные о расходах регионов и муниципальных образований на государственную поддержку семьи и детей.
Эта работа – не первая попытка сформировать такой документ. В середине 2000-х эксперимент проводился в Москве , а на сегодняшний день – в ряде регионов (Санкт-Петербург, Республика Карелия, Волгоградская, Московская, Смоленская, Ивановская и Челябинская области), законы о региональных бюджетах уже содержат аналитический раздел, в котором представлены данные о бюджетных расходах на детство.
Подходы к формированию детского бюджета у регионов разные.Ивановская область представляет расходы в разрезе государственных программ, подпрограмм, региональных проектов и основных мероприятий. При этом указываются как региональные средства, так и федеральные.
Волгоградская область формирует расходы на детство в 10 таблиц по сферам: в сфере транспортного обслуживания; в сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем; в сфере строительства; в сфере занятости населения; в сфере здравоохранения; в сфере культуры; в сфере средств массовой информации; в сфере физической культуры и спорта; в сфере социальной поддержки населения; в сфере образования и молодежной политики. Внутри по каждой сфере указываются направления расходования бюджетных средств (конкретные мероприятия) и категория получателей этих средств (физические лица, подведомственные учреждения, организации, реализующие эти мероприятия).Московская область использует ведомственную классификацию расходов бюджета в разрезе разделов, подразделов и целевых статей (государственных программ, подпрограмм и основных мероприятий).
Республика Карелия представляет данные в разрезе государственных программ, подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий (видов расходов). Смоленская область эти же данные представляет в рамках функциональной классификации. А Челябинская область – в разрезе государственных программ, подпрограмм, мероприятий, но с указанием только целевых статей.Федеральный «Детский бюджет» формируется в программной и непрограммной части расходов. Программная часть отражает расходы по государственной программе и конкретным мероприятиям. Непрограммная часть расходов представляется в разрезе расходов государственных органов на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (например, общее образование) и социальную поддержку своих работников.
Все подходы имеют право на существование, но они (кроме федерального) абсолютно понятны только тем, кто формирует и утверждает бюджет (поскольку формируются в терминах и правилах бюджета, это очень удобно), но в большинстве случаев совершенно не понятны остальным гражданам.
Формат, который был разработан Минфином России и НИФИ, был максимально (насколько это возможно) адаптирован под представление «Детского бюджета» широким массам.Информация об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, представляется в виде четырех таблиц.
Таблица № 1 (2019 г., 2020 г.) «Информация об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей» – это сводная таблица, которая представляет данные в целом по всему «детскому бюджету». Остальные таблицы отражают эти же расходы в разных разрезах (важных для депутатов).
Таблица № 2 (2019 г., 2020 г.) «Отчет об участии субъекта Российской Федерации в реализации национальных проектов и о планах по участию в реализации национальных проектов в текущем и последующем периоде в части реализации мероприятий, направленных на поддержку детей и семей с детьми (консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации)».
Таблица № 3 (2019 г., 2020 г.) «Отчет о расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию Плана мероприятий по реализации Десятилетия детства (Утвержден решением Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р) (в части мероприятий, в число ответственных исполнителей которых входят субъекты Российской Федерации)».
Таблица № 4 (2019 г., 2020 г.) «Информация об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на выплаты и льготы, предоставляемые отдельным категориям получателей».В таблицы включается информация расходах субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей. Тем самым учету подлежат почти все расходы государства, поскольку федеральный и тем более региональные бюджеты не формируются в разрезе отдельных услуг и мероприятий. Вычленить расходы, которые идут конкретно на семью и детей, например, в городской поликлинике, больнице, библиотеке, спорткомплексе или театре, практически невозможно, если только это не специализированные детские учреждения. В связи с этим, конечно, определенная доля условности в формируемых данных будет присутствовать. Для того чтобы решить эту проблему, придется вносить существенные изменения в бюджетную классификацию.
В мероприятиях по образованию учитывались расходы на дошкольное, общее, профессиональное и дополнительное образование, а также расходы на меры социальной поддержки, которые администрируют органы управления образованием – школьное питание (горячее питание) и компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми.В части мероприятий по здравоохранению учитывались только те расходы, которые несет консолидированный бюджет региона на содержание и развитие государственных и муниципальных медицинских организаций (учреждений), предоставляющих услуги семьям с детьми и детям, то есть без учета средств ОМС. Здесь также представлены расходы на меры социальной поддержки, которые администрируют органы управления здравоохранением, – лекарственное обеспечение детей, вакцинопрофилактика детей, обеспечение специальными и молочными продуктами питания детей в возрасте до 3-х лет, беременных женщин и кормящих матерей, обеспечение семей с новорожденными детьми подарочными комплектами детских принадлежностей.
Для оценки расходов на социальную поддержку детей и семей с детьми был использован перечень мер социальной поддержки, единый для всех регионов. Расходы на меры, которые являются специфическими для региона, учитывались общей строкой. Кроме того, оценке подлежали расходы на содержание и развитие учреждений и организаций социального обслуживания, которые предоставляют те или иные услуги детям и семьям с детьми.
Отдельной оценке подлежат расходы на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности объемы финансового обеспечения образовательных организаций для детей-сирот, медицинских организаций для детей-сирот и организаций, оказывающих социальные услуги для детей-сирот. Кроме того, были собраны данные по ключевым направлениям социальной поддержки:
а) выплаты (пособия, компенсации, стипендии и пр.) и натуральная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
б) выплаты (пособия, компенсации и пр.) и натуральная помощь опекунам, попечителям, приемным родителям, усыновителям;
в) обеспечение жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Также особое внимание было уделено расходам на реализацию мероприятий, на выплаты и льготы, предоставляемые конкретным категориям получателей, таких как: многодетные семьи, молодые семьи, дети-инвалиды и семьи с детьми инвалидами или детьми с ограниченными возможностями здоровья, студенты и студенческие семьи, малообеспеченные семьи, семьи с детьми, не имеющие льготного статуса, что отражает подходы к объемам финансирования отдельных направлений государственной политики (таблица 4 «Детского бюджета»).
-
Общие затраты на детей консолидированных бюджетов субъектов РФ
Затраты региональных бюджетов на детей в рамках реализации национальных проектов
Затраты региональных бюджетов на детей в рамках реализации Десятилетия детства
Затраты региональных бюджетов на детей по отдельным категориям получателей
«Детский бюджет» – это затраты государства на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие, в том числе на детей, которые по разным причинам остались без родительского попечения, затраты на социальную поддержку семей при рождении и воспитании детей, поддержка материнства и рождаемости.
В 2020 году специалисты НИФИ, Департамента бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Минфина России (Департамент) и финансовых органов власти провели работу по формированию так называемого «Детского бюджета» страны. Если до этого времени Департамент формировал федеральный «Детский бюджет», то в этом году была разработана структура и методика сбора необходимых данных «Детского бюджета» на региональном уровне. В итоге был сформирован полноценный документ, в котором собраны максимально возможные данные о расходах регионов и муниципальных образований на государственную поддержку семьи и детей.
Эта работа – не первая попытка сформировать такой документ. В середине 2000-х эксперимент проводился в Москве , а на сегодняшний день – в ряде регионов (Санкт-Петербург, Республика Карелия, Волгоградская, Московская, Смоленская, Ивановская и Челябинская области), законы о региональных бюджетах уже содержат аналитический раздел, в котором представлены данные о бюджетных расходах на детство.
Подходы к формированию детского бюджета у регионов разные.Ивановская область представляет расходы в разрезе государственных программ, подпрограмм, региональных проектов и основных мероприятий. При этом указываются как региональные средства, так и федеральные.
Волгоградская область формирует расходы на детство в 10 таблиц по сферам: в сфере транспортного обслуживания; в сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем; в сфере строительства; в сфере занятости населения; в сфере здравоохранения; в сфере культуры; в сфере средств массовой информации; в сфере физической культуры и спорта; в сфере социальной поддержки населения; в сфере образования и молодежной политики. Внутри по каждой сфере указываются направления расходования бюджетных средств (конкретные мероприятия) и категория получателей этих средств (физические лица, подведомственные учреждения, организации, реализующие эти мероприятия).Московская область использует ведомственную классификацию расходов бюджета в разрезе разделов, подразделов и целевых статей (государственных программ, подпрограмм и основных мероприятий).
Республика Карелия представляет данные в разрезе государственных программ, подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий (видов расходов). Смоленская область эти же данные представляет в рамках функциональной классификации. А Челябинская область – в разрезе государственных программ, подпрограмм, мероприятий, но с указанием только целевых статей.Федеральный «Детский бюджет» формируется в программной и непрограммной части расходов. Программная часть отражает расходы по государственной программе и конкретным мероприятиям. Непрограммная часть расходов представляется в разрезе расходов государственных органов на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (например, общее образование) и социальную поддержку своих работников.
Все подходы имеют право на существование, но они (кроме федерального) абсолютно понятны только тем, кто формирует и утверждает бюджет (поскольку формируются в терминах и правилах бюджета, это очень удобно), но в большинстве случаев совершенно не понятны остальным гражданам.
Формат, который был разработан Минфином России и НИФИ, был максимально (насколько это возможно) адаптирован под представление «Детского бюджета» широким массам.Информация об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, представляется в виде четырех таблиц.
Таблица № 1 (2019 г., 2020 г.) «Информация об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей» – это сводная таблица, которая представляет данные в целом по всему «детскому бюджету». Остальные таблицы отражают эти же расходы в разных разрезах (важных для депутатов).
Таблица № 2 (2019 г., 2020 г.) «Отчет об участии субъекта Российской Федерации в реализации национальных проектов и о планах по участию в реализации национальных проектов в текущем и последующем периоде в части реализации мероприятий, направленных на поддержку детей и семей с детьми (консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации)».
Таблица № 3 (2019 г., 2020 г.) «Отчет о расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию Плана мероприятий по реализации Десятилетия детства (Утвержден решением Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р) (в части мероприятий, в число ответственных исполнителей которых входят субъекты Российской Федерации)».
Таблица № 4 (2019 г., 2020 г.) «Информация об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на выплаты и льготы, предоставляемые отдельным категориям получателей».В таблицы включается информация расходах субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей. Тем самым учету подлежат почти все расходы государства, поскольку федеральный и тем более региональные бюджеты не формируются в разрезе отдельных услуг и мероприятий. Вычленить расходы, которые идут конкретно на семью и детей, например, в городской поликлинике, больнице, библиотеке, спорткомплексе или театре, практически невозможно, если только это не специализированные детские учреждения. В связи с этим, конечно, определенная доля условности в формируемых данных будет присутствовать. Для того чтобы решить эту проблему, придется вносить существенные изменения в бюджетную классификацию.
В мероприятиях по образованию учитывались расходы на дошкольное, общее, профессиональное и дополнительное образование, а также расходы на меры социальной поддержки, которые администрируют органы управления образованием – школьное питание (горячее питание) и компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми.В части мероприятий по здравоохранению учитывались только те расходы, которые несет консолидированный бюджет региона на содержание и развитие государственных и муниципальных медицинских организаций (учреждений), предоставляющих услуги семьям с детьми и детям, то есть без учета средств ОМС. Здесь также представлены расходы на меры социальной поддержки, которые администрируют органы управления здравоохранением, – лекарственное обеспечение детей, вакцинопрофилактика детей, обеспечение специальными и молочными продуктами питания детей в возрасте до 3-х лет, беременных женщин и кормящих матерей, обеспечение семей с новорожденными детьми подарочными комплектами детских принадлежностей.
Для оценки расходов на социальную поддержку детей и семей с детьми был использован перечень мер социальной поддержки, единый для всех регионов. Расходы на меры, которые являются специфическими для региона, учитывались общей строкой. Кроме того, оценке подлежали расходы на содержание и развитие учреждений и организаций социального обслуживания, которые предоставляют те или иные услуги детям и семьям с детьми.
Отдельной оценке подлежат расходы на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности объемы финансового обеспечения образовательных организаций для детей-сирот, медицинских организаций для детей-сирот и организаций, оказывающих социальные услуги для детей-сирот. Кроме того, были собраны данные по ключевым направлениям социальной поддержки:
а) выплаты (пособия, компенсации, стипендии и пр.) и натуральная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
б) выплаты (пособия, компенсации и пр.) и натуральная помощь опекунам, попечителям, приемным родителям, усыновителям;
в) обеспечение жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Также особое внимание было уделено расходам на реализацию мероприятий, на выплаты и льготы, предоставляемые конкретным категориям получателей, таких как: многодетные семьи, молодые семьи, дети-инвалиды и семьи с детьми инвалидами или детьми с ограниченными возможностями здоровья, студенты и студенческие семьи, малообеспеченные семьи, семьи с детьми, не имеющие льготного статуса, что отражает подходы к объемам финансирования отдельных направлений государственной политики (таблица 4 «Детского бюджета»).
Доклады
Мониторинг COVID-19
Обзор налоговых мер поддержки малого и среднего бизнеса в регионах России в период пандемии
Обзор налоговых мер поддержки малого и среднего бизнеса в регионах России в период пандемии Центра налоговой политики НИФИ Минфина России.
Авторы Обзора оценивают общую экономическую ситуацию в России в 2020 году, рассматривают малый и средний бизнес в регионах, а также приводят детальный анализ налоговых мер поддержки бизнеса (упрощенная и патентная системы налогообложения, единый налог на вмененный доход).
Обзор налоговых мер поддержки малого и среднего бизнеса в регионах России в период пандемии
Обзор мер, применяемых странами для поддержки экономики в период пандемии коронавируса
Представляем Обзоры мер, применяемых странами для поддержки экономики в период пандемии коронавируса, подготовленные Центром макроэкономических исследований НИФИ Минфина России.
Сотрудники Центра рассматривают пакеты мер, разработанные правительствами различных государств для борьбы с социально-экономическими последствиями распространения коронавируса. В ряде стран указанные пакеты уже приняты, в других – разработаны и представлены в парламенты.