С 19 по 29 августа 2024 года проведена серия совещаний, посвященных социологическому исследованию результатов пилотного проекта социального заказа (189-ФЗ). Механизм соцзаказа позволяет предоставлять населению государственные социальные сертификаты для получения ими социальных услуг. Таким образом у потребителя появляется возможность выбора поставщика услуги; это могут быть как государственные, так и частные организации.
Участники совещаний – Минфин России, НИФИ, Финансовый университет и органы исполнительной власти 14 субъектов РФ, участвующих в пилотном проекте (Алтайского, Камчатского, Красноярского, Пермского и Приморского краев; Вологодской, Воронежской, Калининградской, Костромской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Новосибирской и Оренбургской областей).
Сергей Хабаев, руководитель Центра финансов государственных и муниципальных учреждений НИФИ Минфина России, представил оценку политики разных регионов по внедрению социальных сертификатов. Она позволяет понять, какие условия были созданы для возможности потребителя услуги осуществлять самостоятельный выбор исполнителя.
Например, ряд регионов применяют механизмы социального сертификата к нескольким услугам, относящимся к одной социальной сфере. При этом социальными сертификатами могут воспользоваться все 100 % потребителей данных услуг. Такой подход в 2024 году применяют:
Кроме того, эксперты НИФИ осуществили оценку возможности самостоятельного выбора гражданином исполнителя услуги посредством социального сертификата на основе показателей рыночной концентрации.
По услуге, оказываемой в сфере туризма (туристические поездки для школьников 5-9 классов), сложились наилучшие возможности для выбора родителями туроператора с использованием социального сертификата. Например, к регионам, в которых в 2023 году рассматриваемую услугу оказывали несколько туроператоров, и при этом сложился низкий уровень рыночной концентрации (отсутствие одного или нескольких игроков, занимающих доминирующее положение на рынке рассматриваемой услуги), относятся:
Результаты данных исследований также были представлены в рамках совещаний с пилотными регионами.
Распространение практики молодежного инициативного бюджетирования в общеобразовательных организация, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования вошло в перечень приоритетных направлений Стратегии молодежной политики в РФ на период до 2030 года.
В документе отмечено, что молодежное инициативное бюджетирование создает возможности и условия для участия молодежи в местном самоуправлении, управлении бюджетом территории. Популяризация молодежного инициативного бюджетирования позволяет молодежи узнать о возможностях участия в формировании комфортной среды для жизни, обучиться бюджетной грамотности, получить опыт гражданского участия и научиться социальной ответственности. Представители органов власти, в свою очередь, смогут выявить «кадровый резерв» (активистов и талантливую молодежь), который можно привлечь к управлению и развитию своих территорий, выстроить диалог с молодежью, развивать опыт демократии участия.
Напомним, что в сентябре 2024 года будет дан старт студенческому инициативному бюджетированию (СтИБ) – 54 вуза в 41 субъекте РФ приступят к реализации механизма участия студентов в принятии бюджетных решений. Старт начнётся 11 сентября с технологического семинара с участием представителей пилотных образовательных организаций. Первые реализованные проекты студенческих инициатив появятся в ноябре текущего года.
Организаторами СтИБ выступают Минобрнауки России, НИФИ Минфина России, комитет Госдумы по молодежной политике и Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России».
С приветственным словом к участникам обратятся:
Список пилотных образовательных организаций высшего образования .
30 августа 2024 года состоялся ежеквартальный научный семинар «Концепция обеспечения налоговой безопасности государства в условиях новых вызовов», проводимый Центром налоговой политики НИФИ Минфина России в рамках проекта фундаментальных и поисковых научных исследований, поддержанного Российским научным фондом.
Руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ Карина Пономарева рассказала о планах реализации проекта на второй год. В частности, обозначена концепция монографии, которую научный коллектив готовит в рамках работы над проектом. Планируется рассмотреть основные элементы концепции налоговой безопасности государства, сущность новых вызовов и их влияние на налоговую безопасность государства, современные формы правового обеспечения налоговой безопасности государства, а также оценить эффекты от реализации мер минимизации угроз налоговой безопасности.
Старший научный сотрудник Центра налоговой политики Родион Балакин представил основные положения статьи «Отраслевая структура стресса налоговых поступлений в России и ее регионах в условиях пандемии и санкций» (планируется к публикации в журнале «Terra Economicus»[1]). Акцент в исследовании делается на приросте стресса в период пандемии и санкций. Расчеты выполнены для страны в целом, для федеральных округов и регионов Российской Федерации.
Старший научный сотрудник Центра налоговой политики Юлия Стешенко представила исследование влияния экономических эффектов новых вызовов налоговой безопасности российского государства на фискальную базу. В докладе были рассмотрены такие угрозы, как уход с российского рынка иностранных компаний, зависимость государственного бюджета от нефтегазовых доходов, экспортные ограничения и др. В результате определения потенциальных экономических эффектов данных вызовов будут разработаны меры воздействия по нивелированию их негативного воздействия.
И.о. руководителя Центра исследований эффективности государственных и муниципальных финансов Алексей Попов обратил внимание на тот факт, что существует множество подходов к оценке рисков, но большинство экономических показателей отражают проблемы с ухудшением налоговой базы только в течение продолжительного наблюдения. После шоков экономика адаптируется и перестраивается, корректируется налоговая политика, а реальные результаты можно оценить только через
2-3 года. Поэтому полезным будет проанализировать другие кризисные периоды в российской экономике, чтобы выделить наиболее важные факторы, влияющие на налоговую безопасность. В свою очередь, расчет рисков математически, через показатели вариации, не всегда показывают негативное влияние на налоговую безопасность – уровень риска может вырасти и при улучшении сбора налогов. Проведенная корректировка на инфляционную составляющую в анализе показала более качественные оценки, которые лучше подходят для анализа динамики, но для модели оценки рисков нужны дополнительные оговорки и корректировки в части положительных изменений в налоговой базе и сборах.
[1] Terra Economicus – научный журнал, основной целью которого является содействие развитию отечественной экономической науки, отражению основных тенденций, направлений и результатов научных исследований в России и за рубежом, развитию свободной дискуссии по ключевым экономическим проблемам.
Дистанционное обучение
Приглашаем на курсы повышения квалификации:
Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»
Применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора:
Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»
Эффективное управление региональными финансами за счёт внедрения программ целевого бюджетного планирования, повышения налоговых доходов, оптимизации мер социальной поддержки, реализации программ поддержки местных инициатив.
ПЕРЕЙТИ К ОПИСАНИЮ ПРОГРАММЫИнформация предоставляется в удобном и современном формате
Современная платформа дистанционного обучения: взаимодействие сообщества обучающихся и преподавателей, проверка усвоения материала, интерактивные уроки на компьютере или мобильных устройствах, включающие материалы, видео-лекции и практические задания.
ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММФедеральное государственное бюджетное учреждение
«Научно-исследовательский финансовый институт
Министерства финансов Российской Федерации»
Учредитель — Министерство финансов
Российской Федерации