Детский бюджет
-
Рейтинг субъектов Российской Федерации по социальным расходам на детей
Социальные расходы на детей по регионам РФ
Карта социальных расходов на детей по регионам РФ (общие)
Карта расходов на образование детей по регионам РФ
Карта расходов на детское здравоохранение по регионам РФ
Карта расходов на социальную поддержку детей по регионам РФ
Карта расходов на детей в части поддержки активной занятости по регионам РФ
Карта расходов на детей в сфере культуры по регионам РФ
Карта расходов на детей в сфере физкультуры и спорта по регионам РФ
Карта расходов на молодежную политику по регионам РФ
«Детский бюджет» – это затраты государства на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие, в том числе на детей, которые по разным причинам остались без родительского попечения, затраты на социальную поддержку семей при рождении и воспитании детей, поддержка материнства и рождаемости.
В 2020 году специалисты НИФИ, Департамента бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Минфина России (Департамент) и финансовых органов власти провели работу по формированию так называемого «Детского бюджета» страны. Если до этого времени Департамент формировал федеральный «Детский бюджет», то в этом году была разработана структура и методика сбора необходимых данных «Детского бюджета» на региональном уровне. В итоге был сформирован полноценный документ, в котором собраны максимально возможные данные о расходах регионов и муниципальных образований на государственную поддержку семьи и детей.
Эта работа – не первая попытка сформировать такой документ. В середине 2000-х эксперимент проводился в Москве , а на сегодняшний день – в ряде регионов (Санкт-Петербург, Республика Карелия, Волгоградская, Московская, Смоленская, Ивановская и Челябинская области), законы о региональных бюджетах уже содержат аналитический раздел, в котором представлены данные о бюджетных расходах на детство.
Подходы к формированию детского бюджета у регионов разные.
Ивановская область представляет расходы в разрезе государственных программ, подпрограмм, региональных проектов и основных мероприятий. При этом указываются как региональные средства, так и федеральные.
Волгоградская область формирует расходы на детство в 10 таблиц по сферам: в сфере транспортного обслуживания; в сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем; в сфере строительства; в сфере занятости населения; в сфере здравоохранения; в сфере культуры; в сфере средств массовой информации; в сфере физической культуры и спорта; в сфере социальной поддержки населения; в сфере образования и молодежной политики. Внутри по каждой сфере указываются направления расходования бюджетных средств (конкретные мероприятия) и категория получателей этих средств (физические лица, подведомственные учреждения, организации, реализующие эти мероприятия).
Московская область использует ведомственную классификацию расходов бюджета в разрезе разделов, подразделов и целевых статей (государственных программ, подпрограмм и основных мероприятий).
Республика Карелия представляет данные в разрезе государственных программ, подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий (видов расходов). Смоленская область эти же данные представляет в рамках функциональной классификации. А Челябинская область – в разрезе государственных программ, подпрограмм, мероприятий, но с указанием только целевых статей.
Федеральный «Детский бюджет» формируется в программной и непрограммной части расходов. Программная часть отражает расходы по государственной программе и конкретным мероприятиям. Непрограммная часть расходов представляется в разрезе расходов государственных органов на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (например, общее образование) и социальную поддержку своих работников.
Все подходы имеют право на существование, но они (кроме федерального) абсолютно понятны только тем, кто формирует и утверждает бюджет (поскольку формируются в терминах и правилах бюджета, это очень удобно), но в большинстве случаев совершенно не понятны остальным гражданам.
Формат, который был разработан Минфином России и НИФИ, был максимально (насколько это возможно) адаптирован под представление «Детского бюджета» широким массам.
Информация об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, представляется в виде четырех таблиц.
Таблица № 1 (2019 г., 2020 г.) «Информация об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей» – это сводная таблица, которая представляет данные в целом по всему «детскому бюджету». Остальные таблицы отражают эти же расходы в разных разрезах (важных для депутатов).
Таблица № 2 (2019 г., 2020 г.) «Отчет об участии субъекта Российской Федерации в реализации национальных проектов и о планах по участию в реализации национальных проектов в текущем и последующем периоде в части реализации мероприятий, направленных на поддержку детей и семей с детьми (консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации)».
Таблица № 3 (2019 г., 2020 г.) «Отчет о расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию Плана мероприятий по реализации Десятилетия детства (Утвержден решением Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р) (в части мероприятий, в число ответственных исполнителей которых входят субъекты Российской Федерации)».
Таблица № 4 (2019 г., 2020 г.) «Информация об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на выплаты и льготы, предоставляемые отдельным категориям получателей».
В таблицы включается информация расходах субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей. Тем самым учету подлежат почти все расходы государства, поскольку федеральный и тем более региональные бюджеты не формируются в разрезе отдельных услуг и мероприятий. Вычленить расходы, которые идут конкретно на семью и детей, например, в городской поликлинике, больнице, библиотеке, спорткомплексе или театре, практически невозможно, если только это не специализированные детские учреждения. В связи с этим, конечно, определенная доля условности в формируемых данных будет присутствовать. Для того чтобы решить эту проблему, придется вносить существенные изменения в бюджетную классификацию.
В мероприятиях по образованию учитывались расходы на дошкольное, общее, профессиональное и дополнительное образование, а также расходы на меры социальной поддержки, которые администрируют органы управления образованием – школьное питание (горячее питание) и компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми.
В части мероприятий по здравоохранению учитывались только те расходы, которые несет консолидированный бюджет региона на содержание и развитие государственных и муниципальных медицинских организаций (учреждений), предоставляющих услуги семьям с детьми и детям, то есть без учета средств ОМС. Здесь также представлены расходы на меры социальной поддержки, которые администрируют органы управления здравоохранением, – лекарственное обеспечение детей, вакцинопрофилактика детей, обеспечение специальными и молочными продуктами питания детей в возрасте до 3-х лет, беременных женщин и кормящих матерей, обеспечение семей с новорожденными детьми подарочными комплектами детских принадлежностей.
Для оценки расходов на социальную поддержку детей и семей с детьми был использован перечень мер социальной поддержки, единый для всех регионов. Расходы на меры, которые являются специфическими для региона, учитывались общей строкой. Кроме того, оценке подлежали расходы на содержание и развитие учреждений и организаций социального обслуживания, которые предоставляют те или иные услуги детям и семьям с детьми.
Отдельной оценке подлежат расходы на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности объемы финансового обеспечения образовательных организаций для детей-сирот, медицинских организаций для детей-сирот и организаций, оказывающих социальные услуги для детей-сирот. Кроме того, были собраны данные по ключевым направлениям социальной поддержки:
а) выплаты (пособия, компенсации, стипендии и пр.) и натуральная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
б) выплаты (пособия, компенсации и пр.) и натуральная помощь опекунам, попечителям, приемным родителям, усыновителям;
в) обеспечение жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также особое внимание было уделено расходам на реализацию мероприятий, на выплаты и льготы, предоставляемые конкретным категориям получателей, таких как: многодетные семьи, молодые семьи, дети-инвалиды и семьи с детьми инвалидами или детьми с ограниченными возможностями здоровья, студенты и студенческие семьи, малообеспеченные семьи, семьи с детьми, не имеющие льготного статуса, что отражает подходы к объемам финансирования отдельных направлений государственной политики (таблица 4 «Детского бюджета»).
Сравнительный анализ данных по «детскому бюджету» среди регионов в 2020 году
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 1 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 2 – Примеры структуры расходов субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 3 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году: образование
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 4 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году: здравоохранение
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 5 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году: социальная поддержка населения
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 6 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году: активная политика занятости
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 7 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году: культура
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 8 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году: физическая культура и спорт
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 9 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году: молодежная политика
Источник: рассчитано авторами по данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России в рамках «Информации об объемах бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей».
Рисунок 10 – Расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2020 году: поддержка детей-сирот