НИФИ провел оценку господдержки семьи и детей в регионах России

Экспертами Центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России была проведена ежегодная оценка расходов субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки семьи и детей в 2022 году. Оценивались как общие расходы регионов на поддержку семьи и детей, так и в разрезе отдельных отраслей.

          Рис1

Рисунок 1 – Общие расходы субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2022 году

По итогам исполнения региональных бюджетов за 2022 год, расходы «детского бюджета» на 19% превысили аналогичные расходы за 2021 год и составили 5,1 трлн. рублей. В целом по России расходы на одного ребенка составили 166,1 тыс. рублей в год (138,9 тыс. рублей в 2021 году). В 26 субъектах РФ этот показатель оказался выше среднероссийского. Так, например, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Сахалинской области превышение составило более чем в 3 раза.

В подавляющем большинстве регионов расходы «детского бюджета» продолжили свой рост. Например, в Ленинградской области и Республике Ингушетия в расчете на одного ребенка, проживающего в субъекте РФ, с учетом индекса цен в 2022 году, расходы возросли более, чем в 2 раза. Данный рост был обусловлен в основном увеличением финансового обеспечения учреждений образования.

В 4 регионах (Чеченской Республике, Калининградской и Ульяновской областях, Севастополе,) расходы сократились на 8-9% в связи с завершением строительства образовательных учреждений, а также введением софинансируемых из федерального бюджета пособий нуждающимся семьям с детьми.

В общих расходах «детского бюджета» в расчете на одного ребенка, проживающего в субъекте РФ, с учетом индекса цен по итогам 2022 года самую большую долю составили расходы на образование ‒ 74% или 123,7 тыс. рублей (в 2021 году ‒ 104,7 тыс. рублей), оставшиеся 26% распределились по отраслям как показано на рисунке 2. В регионах доля расходов на образование варьируется от 56% до 89%.   

   Рис 2

Рисунок 2 – Структура общих расходов региональных «детских бюджетов» в расчете на 1 ребенка по отраслям в 2022 году, в %

Существенно (в 10-14 раз) возросли расходы в отрасли здравоохранение в Республике Ингушетия, Камчатском крае и Оренбургской области.

На фоне снижения в 2022 году расходов на активную политику занятости в среднем по России, например, в Ленинградской области эти расходы возросли в 9 раз, а в Республике Дагестан – в 15 раз.

Мурманской областью в 2022 году (по сравнению с 2021 годом) были увеличены в двое расходы на молодежную политику, Вологодская область по итогам 2022 года существенно (в 10 раз – относительно 2021 года) увеличила расходы на поддержку учреждений и организаций культуры, предназначенных для детей, в то же время, например, в Удмуртской Республике значительно возросли расходы на социальную поддержку детей-сирот – в 19 раз (относительно 2021 года), аналогичный рост расходов бюджета (в 19 раз) только на поддержку физической культуры и спорта можно отметить у Республики Калмыкия.

Более подробно результаты оценки представлены в специальном разделе на сайте НИФИ – Детский бюджет.