В Минфине Кыргызстана обсудили основные шаги при проведении административно-территориальных реформ

В рамках Двусторонней программы сотрудничества между Министерством финансов Кыргызской Республики и Министерством финансов Российской Федерации в Бишкеке прошел семинар по направлению «Внедрение новой системы межбюджетных отношений, нацеленной на усиление полномочий и ответственности местных органов власти в Кыргызской Республике». Модератором мероприятия выступила эксперт Программы Галина Курляндская.

Директор Учебного центра Министерства финансов Кыргызской Республики Эрке Турдумамбетова поприветствовала коллег из Научно-исследовательского финансового института и подчеркнула актуальность обсуждаемой тематики. “У нас совместно с Управлением межбюджетных отношений МФ КР есть курс, который вошел в реестр государственных платных услуг, мы выезжаем по всем регионам, где проводим курсы по формированию и исполнению местных бюджетов”, - рассказала она.

Заведующий Отделом мониторинга и оценки исполнения местных бюджетов Управления межбюджетных отношений МФ КР Марат Додонов представил своих коллег и подчеркнул, что ждет от совместной Программы в том числе информации об опыте реформ в других странах, чтобы применить его в работе ведомства.

На семинаре присутствовали специалисты Управления межбюджетных отношений МФ КР, Управления прогнозирования государственных доходов МФ КР, а также сотрудники Министерства экономики и коммерции, и Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики.

Галина Курляндская представила партнерам план работы на три года и рассказала о теоретических основах формирования многоуровневых бюджетных структур. Эксперт привела примеры таких структур на субнациональном (местном) уровне, рассказала о причинах проведения административно-территориальных реформ (АТР) и последовательности шагов при их проведении.

“Первичным в АТР должно быть наделение полномочиями органов публичного управления разных уровней, и уже после этого можно оценивать необходимый размер той или иной юрисдикции (по территории и численности населения), так как единого, «оптимального» размера юрисдикции того или иного уровня не существует", - рассказала Галина Курляндская. По ее словам, важным преимуществом перехода к двухуровневой бюджетной структуре на местном уровне является возможность передачи ряда полномочий вместе с финансовыми ресурсами как с центрального уровня на уровень местных органов власти, так и с уровня айыл окмоту (сельская управа) на уровень районов или областей. “Следствием будет сокращение дифференциации уровня финансирования определенных полномочий на отдельных территориях, сокращение объема и упрощение методики распределения трансфертов и, в конечном итоге, усиление фискальной децентрализации со всеми ее преимуществами”, - подчеркнула Галина Курляндская.

Затем эксперты НИФИ поделились опытом формирования многоуровневой бюджетной структуры в других странах, на примере Российской Федерации, Республики Казахстан, а также Армении, Болгарии, Сербии (одноуровневые структуры на поселенческом уровне), Грузии и Финляндии (на районном уровне).

Об опыте России по проведению административно-территориальной реформы рассказала эксперт Программы Наталия Голованова. По ее словам, проведение реформ лучше начинать с подготовки программного документа, устанавливающего цели реформы и необходимые шаги по их достижению (в России таким документом стала Программа развития бюджетного федерализма до 2005 г.). Для детального обсуждения всех аспектов будущей реформы и подготовки нормативных актов, необходимых для ее реализации, рекомендуется создать коллегиальный орган (комиссию, совет), в состав которого будут входить как представители заинтересованных ведомств, так и представители местных органов власти (органов местного самоуправления). В любом случае, проведение реформы АТР требует тщательной подготовки и займет не один год.

DSC00440  DSC00723

DSC00448  DSC00484