Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России (НИФИ) опубликовал рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2023 г.
Лидерство в рейтинге сохранил победитель 2022 года – Приморский край. Второй раз за 10 лет проведения рейтинга победитель набрал более 100% баллов. Это становится возможным в случае получения максимального количества баллов по всем разделам рейтинга и размещения примеров в сфере открытости бюджета в Библиотеке лучшей практики. За каждое попадание в Библиотеку лучшей практики начисляется один дополнительный балл. В 2023 г. в Библиотеку занесены три примера Приморского края. В результате его суммарный бал составил 102,3%.
Всего в Библиотеку лучшей практики занесены примеры 26 субъектов Российской Федерации. Кроме Приморского края представлены по три примера Чувашской Республики и Челябинской области. Шесть регионов попали в Библиотеку лучшей практики с двумя примерами. Это Ставропольский край, Красноярский край, Пермский край, Самарская область, Пензенская область и город Санкт-Петербург.
На втором месте в рейтинге с результатом 99,2 балла Сахалинская область – один из лидеров последних лет. У Краснодарского края 97,7 баллов и третье место. Регион в рейтингах открытости показывает уникально высокие показатели. За 10 лет составления рейтингов он ни разу не выпадал из тройки призеров и неоднократно становился победителем рейтинга.
Среди регионов, также показавших в рейтинге высокие результаты, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край, Вологодская область, Чувашская Республика. В общей сложности 40 субъектов Российской Федерации вошли по итогам 2023 года в I группу регионов с очень высокими показателями открытости.
«По сравнению с предыдущими годами результаты существенно выросли. В большинстве российских регионов бюджетная информация качественно разрабатывается и публикуется в открытом доступе», – отметил руководитель Центра мониторинга открытости бюджетов НИФИ Юрий Белоусов. Наилучший результат достигнут по разделу «Публичные сведения о деятельности государственных учреждений» – 83,7%. Успешно регионы справились с размещением информации о первоначально утвержденном бюджете (80,8%) и о годовом отчете об исполнении бюджета (76,1%).
26 апреля 2024 года в Высшей школе экономики состоялся круглый стол, организованный Школой финансов НИУ ВШЭ и Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржей, где обсуждались механизмы стимулирования национального углеродного рынка.
Научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина России Максим Иванов отметил, что действующая плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая взимается и за выбросы метана, не компенсирует затраты на проведение мероприятий по охране окружающей среды: принцип «загрязнитель платит» не выполняется. Высоки риски манипуляции платежной базой. Отсутствует дисциплина заполнения деклараций и происходит искажение платежной базы.
Руководитель Центра налоговой политики Минфина России Миляуша Пинская добавила, что сравнение выбросов по данным 2-ТП «Воздух» (специализированный статистический отчёт, в котором отражаются сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух) и данным деклараций о плате за НВОС выявило значительные отклонения в данных, хотя речь фактически идет об одних и тех же показателях. К примеру, по метану, который является парниковым газом, объем выбросов по данным деклараций плательщиков составляет 2,9 млн тонн в год, по данным 2-ТП «Воздух» 3,4 млн тонн в год, а по данным заявок при постановке на учет объектов НВОС 76,2 млн тонн. Для сбалансированного внедрения углеродных платежей необходимо сначала навести порядок в формировании платежной базы.
В работе круглого стола приняли участие: вице-президент АО «СПбМТСБ» Дмитрий Чернышев, руководитель Школы финансов НИУ ВШЭ Ирина Ивашковская, заместитель руководителя Школы финансов НИУ ВШЭ Елена Макеева, преподаватель налоговых дисциплин Школы финансов НИУ ВШЭ Наталья Сердюкова, начальник Отдела методологии предоставления налоговых льгот Департамента анализа эффективности преференциальных режимов Минфина Залина Мусаева, руководитель Отдела экологического нормирования и регулирования выбросов парниковых газов ПАО «ЛУКОЙЛ» Григорий Юлкин, старший научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ Минфина России Юлия Стешенко и др.
Второй номер 2024 г. рецензируемого научно-практического издания «Финансовый журнал» (ISSN 2075-1990) вышел из печати. Статьи выпуска в открытом доступе представлены на страницах сайта «Финансового журнала».
Открывает выпуск статья Л.С. Кабир «Настройка климатического финансирования: итоги СОР28». Цель исследования – систематизировать основные направления дискуссии, развернувшейся на Конференции ООН по изменению климата (СОР28) в ноябре–декабре 2023 г. (Дубай, ОАЭ), о необходимости реформирования финансового механизма климатической конвенции ООН. Актуальность этого исследования объясняется тем, что сегодня сформировались условия для активизации Российской Федерацией своего участия в дискуссии на международном уровне о целях и задачах климатического и устойчивого финансирования, поскольку в международном сообществе нарастает недовольство в отношении агрессивной политики развитых стран, пытающихся решить проблемы своего развития в том числе за счет искажения и подмены глобальной повестки, согласованной ранее большинством стран мира на платформе ООН.
В работе «Финансовое заражение российского фондового рынка от европейского в период пандемии COVID-19» (авторы: М.Ю. Малкина и Д.Ю. Рогачев) представлены результаты тестирования заражения российского фондового рынка от европейского фондового рынка в период пандемического шока COVID-19. Финансовое заражение – распространение нестабильности и потрясений между отдельным странами, секторами или рынками во время кризиса, при котором связь между доходностью и волатильностью разных активов выходит за пределы обычных взаимодействий. Понимание факторов, способствующих распространению рыночных потрясений в условиях финансовой глобализации, может помочь государственным органам принимать эффективные меры для реализации политики финансового регулирования и поддержания долгосрочной финансовой стабильности с учетом национальных интересов, а инвесторам – обнаруживать потенциальные риски и возможности, выстраивать наилучшие ответные меры в стратегиях хеджирования и перераспределения инвестиционного портфеля.
В статье «Перспективы трансформации системы международных расчетов в Российской Федерации на базе цифровых валют центральных банков» (автор – А.В. Навой) отмечается, что сложности в организации международных расчетов в условиях санкционного давления поставили задачу перестройки контура трансграничных платежей резидентов Российской Федерации с остальным миром. Одним из наиболее перспективных вариантов построения нового контура платежной инфраструктуры, защищенной от санкционного давления, является создание международной платежной системы, основанной на одноранговой децентрализованной сети, базирующейся на равноправии участников, с использованием цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ).
Также в номере материалы: о перспективных подходах к оценке эффективности деятельности органов государственного финансового контроля; о практике использования ESG-подходов в сделках секьюритизации; о финансовых индикаторах динамики стоимости ESG-ориентированных компаний Китая и другие публикации.
Дистанционное обучение
Приглашаем на курсы повышения квалификации:
Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»
Применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора:
Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»
Эффективное управление региональными финансами за счёт внедрения программ целевого бюджетного планирования, повышения налоговых доходов, оптимизации мер социальной поддержки, реализации программ поддержки местных инициатив.
ПЕРЕЙТИ К ОПИСАНИЮ ПРОГРАММЫИнформация предоставляется в удобном и современном формате
Современная платформа дистанционного обучения: взаимодействие сообщества обучающихся и преподавателей, проверка усвоения материала, интерактивные уроки на компьютере или мобильных устройствах, включающие материалы, видео-лекции и практические задания.
ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММФедеральное государственное бюджетное учреждение
«Научно-исследовательский финансовый институт
Министерства финансов Российской Федерации»
Учредитель — Министерство финансов
Российской Федерации