23 апреля эксперты Центра макроэкономических исследований Екатерина Копалкина и Моника Арустамян выступили в секции «Банковское регулирование» в рамках Чтений по экономике и финансам памяти Е.Г. Ясина. Они представили доклад «Текущее состояние рынка зеленых финансовых инструментов в России и перспективы его развития». В докладе проанализированы перспективы развития рынка зеленого финансирования в России, представлен полный обзор действующих в России инструментов зеленого финансирования и предложены новые, еще не обсуждавшиеся в экспертном сообществе варианты. Также были исследованы риски использования зеленых инструментов в России в условиях санкционного давления и оценены объемы рынка зеленых облигаций в России на текущий момент.
24 апреля выступил сотрудник Центра Алексей Зинченко с докладом "Использование CGE модели для актуализации таблиц ресурсов и использования на примере данных Российской Федерации", где был представлен альтернативный алгоритм продления ТЗВ на примере данных РФ за 2019 год и показана его эффективность в сравнении с другими, часто используемыми методами. В отличие от применяемых на сегодняшний день методов, которые позволяют учесть только численные соотношения в исходной таблице, предложенный алгоритм функционирует на базе полноценной модели вычислимого общего равновесия для России, что позволяет учитывать при продлении ТЗВ экономические связи между всеми величинами.
В этот же день Вячеслав Овчинников и Антон Вотинов представили на секции "Макроэкономика и макроэкономическая политика" доклад, посвященный новым подходам к моделированию трендов в квартальной прогнозной модели экономики России. В частности, авторы показали, как структуризация трендов и развитие инструментов бюджетного правила позволяет улучшить содержательные и прогнозные характеристики квартальной прогнозной модели экономики России.
25 апреля сотрудники Центра Алексей Соколов и Ирина Яковлева выступили с докладом на тему «Байесовский подход к прогнозированию налоговых поступлений Республики Армения». В рамках доклада была представлена модель для прогнозирования суммарных налоговых поступлений, а также алгоритм подбора параметров априорных распределений, направленный на минимизацию ошибок прогноза. Было показано, что BVAR-модели, архитектура которых определялась по разработанному алгоритму, демонстрируют более высокую точность прогнозов по сравнению с базовыми, то есть оцениваемыми со стандартным набором предпосылок о гиперапараметрах.
26 апреля свой доклад представила Юлия Польщикова, в секции "Общее равновесие и межотраслевые взаимодействия". Ее исследование было посвящено изучению динамики нейтральной процентной ставки в меняющихся условиях налогово-бюджетной политики с помощью модели общего равновесия. В докладе рассматривались варианты бюджетной политики, различные по способу финансирования и продолжительности. Было показано, как меняется реакция нейтральной ставки в ответ на разные стимулирующие бюджетные шоки и предпосылки модели по ограничению заимствований из-за рубежа.
24 апреля 2024 года Олеся Феоктистова, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России, выступила на круглом столе[1], который проводился в рамках деятельности Консорциума ведущих исследовательских организаций в области детского благополучия.
Эксперт НИФИ проанализировала затраты бюджетов разных уровней на социальную политику по поддержке детей (детские бюджеты), в том числе в отраслевом и региональном разрезах.
РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ в 2022 году в интересах детей составили 5,1 трлн рублей, что составляет 26% консолидированных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. За период 2019-2022 гг. расходы детского бюджета возросли на 20,3%.
Наибольшую часть региональных расходов детского бюджета составляют расходы на образование – 74%, и социальную поддержку населения – 12%.
В целом по России в 2022 г. расходы на одного ребенка составили 166,1 тыс. рублей в год. В 26 субъектах РФ этот показатель оказался выше среднероссийского. Так, например, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Сахалинской области превышение составило более чем в 3 раза.
По направлениям региональных расходов наибольшую часть (83%) детского бюджета составили расходы на содержание и развитие учреждений для детей, из них инвестиции и расходы на строительство новых учреждений составили 11%.
Анализ региональных расходов на выплаты и льготы отдельным категориям семей показал их значительный рост – в 2,2 раза за период 2019-2022 гг. – в основном за счет роста расходов на поддержку малообеспеченных семей в 3,9 раза.
В 2022 году более половины этих расходов предусмотрено на поддержку детей из малообеспеченных семей, еще 20% – на поддержку многодетных семей. В 2019 году на поддержку этих категорий семей были предусмотрены примерно равные расходы: 31% – на поддержку малообеспеченных, 33% – на поддержку многодетных.
В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ также ежегодно предусматриваются расходы в интересах детей. По итогам исполнения федерального бюджета за 2022 год расходы в рамках детского бюджета составили 2,4 трлн рублей – 7,6% от общего объема расходов федерального бюджета.
Состав расходов федерального бюджета отличается от регионального, основной объем – 1,6 трлн рублей, более 69% – приходится на социальную поддержку семей с детьми.
Более 65% расходов на социальную поддержку семей с детьми в 2022 г. составили адресные меры, предоставляемые с учетом доходов получателей – 1,1 трлн рублей.
Еще почти 23% (0,37 трлн рублей) – составили расходы на предоставление материнского (семейного капитала).
Оставшиеся 12% расходов приходятся на меры поддержки семей с детьми-инвалидами, детей погибших военнослужащих и иных категорий получателей, а также обеспечение жильем детей-сирот и молодых семей.
В заключение своего выступления Олеся Феоктистова отметила: «Поскольку наращивание расходов имеет свои физические пределы, обеспечивать достижение намеченных целей социальной политики необходимо за счет повышения эффективности системы социальной поддержки и расходов на нее, в том числе эффективности мер адресной поддержки нуждающихся».
[1] СПРАВОЧНО. Круглый стол «Современные подходы к измерению детского благополучия в целях развития человеческого потенциала и разработки доказательной социальной политики» проводился «Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала» на площадке НИУ ВШЭ.
24 апреля 2024 года Ирина Ананкина, эксперт Центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России выступила на XIII Международной научно-практической конференции «Абалкинские чтения – 2024» – «Экономика России в условиях санкций» в секции «Российская семья в условиях санкций. Стандарты жизни и государственная политика».
Эксперт НИФИ представила доклад «Финансовые аспекты социальной политики в области детства в условиях санкций».
Ирина Ананкина отметила, что одной из национальных целей России, реализация которых запланирована к 2030 году, является снижение уровня бедности в два раза — до 6,6% населения, или на 9,5 млн чел. В новейшей истории России подобного результата удалось достичь в 2000–2007 годах, когда ВВП вырос вдвое, а число бедных сократилось с 42,3 до 18,8 млн. человек.
Уровень бедности снижается: пройдя половину пути к 2030 г., он сократился почти наполовину. Вместе с тем расходы федерального бюджета на социальную политику с 2017 по 2022 г. выросли в 2,3 раза, расходы региональных бюджетов – в 1,6 раза.
Радикально изменилась адресность региональной социальной поддержки: за три последних года доля расходов на малоимущие семьи с детьми в бюджете социальной поддержки субъектов РФ увеличилась двукратно до 16%. При этом социальные выплаты малоимущим семьям с детьми в 2022 году уже составляют половину всех социальных выплат семьям с детьми, тогда как еще в 2019 году они не дотягивали и до трети – 29%. Причина этого – в опережающем росте региональных расходов на поддержку малоимущих семей: темп прироста этих расходов год к году в рассматриваемый период составлял 60-70%.
Дистанционное обучение
Приглашаем на курсы повышения квалификации:
Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»
Применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора:
Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»
Эффективное управление региональными финансами за счёт внедрения программ целевого бюджетного планирования, повышения налоговых доходов, оптимизации мер социальной поддержки, реализации программ поддержки местных инициатив.
ПЕРЕЙТИ К ОПИСАНИЮ ПРОГРАММЫИнформация предоставляется в удобном и современном формате
Современная платформа дистанционного обучения: взаимодействие сообщества обучающихся и преподавателей, проверка усвоения материала, интерактивные уроки на компьютере или мобильных устройствах, включающие материалы, видео-лекции и практические задания.
ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММФедеральное государственное бюджетное учреждение
«Научно-исследовательский финансовый институт
Министерства финансов Российской Федерации»
Учредитель — Министерство финансов
Российской Федерации